На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Православное воинство - Библиотека  

Версия для печати

Военно-морской флот СССР в послевоенный период

Очерк

Отгремели последние залпы Великой Отечественной войны.В первые послевоенные годы советские моряки продолжа­ли трудную военную службу, обеспечивая безопасность судоходства по морям, рекам и озерам. Особенно велика была опасность подрыва на минах в Балтийском море, в северо-западной части Черного моря, на Дунае, в юго-восточной части Баренцева моря и в районе Новоземельских проливов. Только в Финском заливе за годы войны было поставлено около 70 тыс. мин разных типов. Сложная минная обстановка вынуждала ограничивать свободу мореплавания, допускать переходы судов только по протраленным фарватерам, требовала много времени, сил и средств на размагничивание судов перед их выходом в море

Большую опасность для судоходства представляли и плавающие мины.

Минную опасность флоты ликвидировали последовательно, в не­сколько этапов. Первые два года мины уничтожались в гаванях, на рейдах и фарватерах. В последующие три-пять лет производилось сплошное траление всех известных минных заграждений, а затем было организовано повторное придонное траление в целях полного уничто­жения минной угрозы. Эта работа потребовала огромного напряжения сил всего личного состава кораблей-тральщиков. Только на Балтий­ском море советские тральщики очистили от мин площадь в 15 тыс. квадратных миль и уничтожили 6850 мин.

Траление, как правило, проводилось при отсутствии данных о гра­ницах минных полей, количестве и типах поставленных мин и нередко в условиях штормовой погоды. К 1953 г. траление было в основном закончено. Советские моряки с тральщиков проявили исключительное мужество и блестящее знание своего дела.

Многие командиры кораблей и дивизионов на флотах стали подлинными мастерами траления. Среди них: на Северном фло­те – А. Иванников, В. Голицын; на Балтике – А. Дудин, Г. Оводовский, Ф. Пахольчук и Н. Гуров; на Черном море – Я. Волков, Ф. Са­вельев, А. Ратнер; на Дунае – Г. Охрименко и Н. Жолобов; на Тихом океане – В. Пивень и многие другие.

В 1948 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР за заслуги по очищению морей и рек от мин более тысячи офицеров, старшин и матросов были награждены орденами и медалями.

 

***

 

Для первого послевоенного десятилетия был характерен поиск наилучшей формы руководства ВМФ.Так уже в феврале 1946 года Красный флот был официально переименован в Советский Военно-Морской Флот. Наркомат ВМФ 25 февраля 1946 г. был упразднен. 25 февраля 1950 г. были учреждены Военное министерство СССР и Военно-морское министерство СССР. Раздель­ная организация высшего военного руководства сохранилась до 15 марта 1953 г., когда вместо двух военных министерств было образовано Министерство обороны СССР.

В послевоенные годы изменялась и организация ВМФ. Так, вскоре после окончания войны на Балтике и на Дальнем Востоке вместо одного было создано по два флота (4-й и 8-й на Балтике; 5-й и 7-й на Дальнем Востоке). Однако такая структура сохранялась сравнительно недолго. В середине 50-х годов произошло слияние этих флотов. Практика мирного времени показала также не­целесообразность существования некоторых самостоятельных флотских объединений.Были ликвидированы военно-морские базы советского флота на иностранных территориях, которые вынужденно были развер­нуты в ходе войны. В апреле 1946 г. советские корабли ушли с дат­ского острова Борнхольм, а затем и из портов Германии. В 1955 г. Китайской Народной Республике была передана со всем оборудова­нием и имуществом военно-морская база Порт-Артур, а в 1956 г. на территории Финляндии ликвидирована военно-морская база Порккала-Удд.

В первые послевоенные десятилетия ВМФ СССР руководили Адмирал Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецов и адмирал И.С. Юмашев.

С началом "холодной войны" и образованием в апреле 1949 г. по инициативе США был создан военно-политического блока НАТО. Территорию СССР была окружена системой военно-морских баз в Исландии, на Британских остро­вах, в Испании, Италии, Греции, на острове Диего-Гарсиа, Гавайских островах и Филиппинах, в Японии. США и НАТО превратили Мировой океан в арену развязывания войны против СССР. В Северной Атлантике постоянно действовал 2-й флот США, в Средиземном море – 6-й, у берегов Азии – 7-й. Группировка ВМС постоянно на­ходилась и в Индийском океане.

В этих сложный военно-политических условиях руководство СССР взяло курс на ускоренное развитие и обновление Военно-Морского Флота.

В конце 40-х и начале 50-х годов на флот поступило зна­чительное количество новых современных боевых кораблей: крейсеров, эскадренных миноносцев, подводных лодок, сторожевых кораблей, тральщиков, охотников за подводными лодками, торпедных катеров. Одновременно с этим проходили модернизацию корабли предвоенной постройки: на них усиливалось зенитное, противолодочное, противо­минное вооружение. Усовершенствовались они и технически.

В этот период строительства флота его главным оружием считались артиллерия, торпеды и авиационные бомбы. Поэтому в планах кораблестроения большое внимание уделялось созданию носителей артиллерийского, торпедного и бомбового оружия – крейсерам типа «Чапаев» и «Свердлов», эскадренным миноносцам типа «Смелый» и «Вдохновенный», сторожевым кораблям типа «Ястреб», подводным лодкам типа «Челябинский комсомолец», торпедным катерам, тор­педоносной и бомбардировочной авиации.

В конце 40-х годов в нашей стране началось строительство океан­ских подводных лодок, имеющих устройства для работы дизелей под водой, более мощные аккумуляторные батареи и повышенную ско­рость подводного хода. Одновременно широко велись эксперименты по освоению единого двигателя надводного и подводного хода.

Военно-воздушные силы флота после войны стали перевооружаться на реактивные самолеты, которые по сравнению с самолетами с порш­невыми двигателями имели большие потолок, дальность полета, а также сверхзвуковые скорости. В 1946 г. первые полеты совершили реактивные истребители МиГ-9 и Як-15. В начале 50-х годов на воору­жение стали поступать дальние реактивные бомбардировщики. Одно­временно совершенствовались средства аэронавигации, бомбометания и торпедометания. В 1950 г. аэродромы оборудуются системами сле­пой посадки самолетов – по приборам.

В то же время большое внимание уделялось совершенствова­нию организации и повышению уровня боевой подготовки кораблей, частей и соединений с учетом опыта Великой Отечественной вой­ны. Были переработаны ранее существовавшие и разработаны но­вые уставы, наставления и учебные пособия. Для удовлетворения воз­росших потребностей флота в кадрах была расширена сеть военно-морских учебных заведений.

 

***

 

25 сентября 1949 г. в СССР была успешно испытана атомная бомба. Развитие ядерного оружия и ракет повлекло за собой и развитие военного искусства, которое проходило в острых дискуссиях о влиянии нового оружия на характер войны на суше и на море. В ходе борьбы мнений в подводном кораблестроении определились два направления: создание атомных подводных ракетоносцев – носителей мощных дальнобойных ракет и многоцелевых атомных подводных лодок, способных выполнять комбинированные боевые задачи. Одновременно было признано необходимым вооружить флот ракетоносной авиацией дальнего действия, способной выполнять бое­вые задачи в океане. Борьбу с угрозой из глубины предусматрива­лось вести атомными подводными лодками, морской авиацией, а также надводными кораблями специальной постройки.

Через несколько лет отошел от причала первая атомная подводная лодка «Ленинский комсомол», проекта 627.В сентябре 1958 г. с подводной лодки К-142(командир капи­тан 1 ранга С.И. Бочкин) был впервые осуществлен пуск ракеты из-под воды.

В середине 50-х годов руководством СССР было принято решение о строительстве мощного ракетно-ядерного океанского флота. Руководство страны впервые поставило перед флотом стратегические задачи, сосредоточив внимание на создании морских стратегических ядерных сил на основе подводных лодок с атомными энергетическими установками.

В результате выполнения этого плана в состав ВМФ вошли четыре ракетных крейсера с  противокорабельными ракетами П-35 и зенитными ракетами «Волна», 8 ракетных подводных крейсеров стратегического назначения, 14 атомных подводных лодок с крылатыми ракетами и 14 торпедных подводных лодок. На Совете обороны летом 1964 г. был одобрен план строительства флота на 1966-1975 г., предусматривавший дальнейшее развитие морской стратегической ядерной системы страны и создание противолодочных сил для борьбы с ядерной подводной угрозой со стороны США и других стран НАТО. В этой связи предусматривалось строительство значительного количества больших противолодочных кораблей, атомных и дизельных подводных лодок. Сложная международная обстановка, опыт начального периода Великой Отечественной войны, Кубинский кризис вызвали необходимость пересмотра системы боевой готовности ВМФ. В результате кропотливой работы сроки приведения флотов в высшие степени боевой готовности были сокращены, а в дополнение к боевому дежурству стала развиваться специфическая для ВМФ форма поддержания постоянной боевой готовности флотов – боевая служба. Были теоретически разработаны и практически внедрены на флотах такие понятия, как вывод сил из-под удара, радиоэлектронная борьба и др.

Главными родами сил советского флота в 60-80-е годы ХХ века  являлись атомные подводные лодки и ракетоносная морская авиация, а главным ударным оружием – балли­стические и крылатые ракеты с ядерными боеголовками.

Создание ракетно-ядерного оружия и первых атомных подводных лодок послужило фундаментом для последующего выбора направ­лений в строительстве кораблей различного назначения. Были спро­ектированы и построены различные противолодочные корабли, в томчисле с газотурбинными установками; началось внедрение на корабли палубной авиации. Тогда же был спроектирован первый противоло­дочный крейсер-вертолетоносец. Осуществлялись исследования в на­правлении создания кораблей с динамическими принципами поддер­жания – на подводных крыльях и воздушной подушке, а также раз­личных десантных кораблей.

В дальнейшем от поколения к поколению корабли совершенствовались.. Была решена проблема внедрения на надводные корабли палубных самолетов с вертикальными взлетом и посадкой, созданы крупные авианесущие корабли, а также надводные корабли с атомной энергетикой. Флот получил современные десантные корабли и тральщики.

 

***

 

В СССР ежегодно со стапелей сходили все новые и новые атомные подводные ракетоносцы, вступали в строй скоростные многоцелевые подводные лодки. В составе подводного флота появились корабли, вооруженные различными раке­тами и дальноходными торпедами. Энерговооруженностьновых подводных лодок по сравнению с довоенным временем возросла почти в 100 раз, глубина погружения в 5 раз, а скорость подводного хода более чем в 3 раза.

Новые атомные подводные лодки могли длительное время без захода в базы находиться в океанах, совершать переходы на больших скоростях. Значительная глубина погружения и плавание на малошумных ходах обеспечивала им высо­кую скрытность действий, а, следовательно, и неуязвимость от воздей­ствия противника. Атомные подводные лодки, вооруженные балли­стическими ракетами, по праву стали основой ударной мощи нашего флота, т.к. обладали способностью вести боевые действия глобальных масштабов по уничтожению важных наземных объектов противника.

Первоклассные качества советских атомоходов не раз подтверждались в дальних океанских походах, подледных плава­ниях.Новой страницей в истории отечественного флота стало групповое кругосветное плавание атомоходов в 1966 г. под командованием контр-адмирала А.И. Сорокина. Две советские атомные подлодки К-133" (командир –  капитан 2 ранга Л.Н.Столяров) и К-116 (командир – капитан 2 ранга В.Т. Виноградов), впервые в истории отечественного флота за полтора месяца прошли 25 тысяч миль в подводном положении, ни разу не всплывая на поверхность.В по­ходе решался ряд новых практических задач.Была проверена техника, обитаемость кораблей в различных климатических условиях, одновременно велись и исследования Мирового океана – делались замеры плотности и соле­ности, температуры воды, скорости и направления подводных течений. За образцовое выполнение задания командования и проявленные при этом мужество и мастерство Указом Президиума Верховного Совета СССР контр-адмиралу А.И. Сорокину, капитанам 2 ранга В.Т. Виноградову, Л.Н. Столярову и Н.В. Усенко, инженер-капитану2 ранга И.Ф. Морозову, инженер-капитану 3 ранга С.П. Самсонову присвоено звание Героя Советского Союза, а весь личный состав подводных лодок награжден орденами и ме­далями.

 

***

 

Важное место среди сил ВМФ занимала и мор­ская авиация. Она так же стала океанской и являлась мощным сред­ством вооруженной борьбы на море. Одной из главных задач мор­ской авиации в 60-80-е годы ХХ века становится и борьба с атомными подводными ракетоносцами. При этом резко возросло значение противолодочной авиации, в том числе авиации корабельного базирования, способной вести эффективный поиск и уничтожение подводных лодок в океане.

Серьезным этапом в развитии советского ВМФ стало появление в его составе четырех авианесущих крейсеров типа "Киев", значительно увеличивших боевые возможности ВМФ в Мировом океане.

Состоящие на вооружении советского ВМФ самолеты могли наносить ракетные удары по кораблям и конвоям против­ника в удаленных районах океана, а также по портам и военно-мор­ским базам, не входя в зону эффективного огня зенитных средств противника.

Большой огневой мощью, высокой мобильностью, способностью вести боевые действия против агрессора в различных районах Мирового океана обладали и поступавшие на флот и надводные корабли новых проектов, большую группу которых состав­ляли противолодочные корабли. Среди них противолодочные крейсера и большие противолодочные корабли, которые были способны действовать в океане в течение длительного времени и на большом удалении от своих баз. Другой большой группой надводных кораблей являлись ракетные крейсера и ракетные катера. Развитие ракетного оружия и радиоэлектроники придало этому роду сил принципиально новые качества, расширилоего боевые возможности.В послевоенные годы в составе ВМФ появились и десантные корабли специальной постройки, предназначенные для перевозки десантных подразделений сухопутных войск, морской пе­хоты и их боевой техники,в том числе и корабли на воздушной подушке.Большие десантные корабли типа «Александр Торцев», «Иван Рогов» были оборудованы специальными помещениями для личного состава, а также трюмами и площадками для размещения танков, артиллерийских установок и другой техники. Малые десантные суда могли принимать и высаживать войска прямо с берега на берег.

Послевоенный период развития флота ознаменовался и принципи­альным обновлением береговой артиллерии. Созданные ракетно-артиллерийские войска, предназначенные для обороны побережья страны и важных военных объектов на берегу от нападения против­ника со стороны моря, были способны поражать его при приближении к берегу на 300-400 км.

Коренным образом изменилась и морская пехота. На ее воору­жении поступили плавающие и высокопроходимые танки, бронетранспор­теры, артиллерийские установки различного назначения, разведыватель­ные и инженерные машины.

В результате технического перевооружения новые качества при­обрели и вспомогательные суда ВМФ, обеспечи­вающие повседневную и боевую деятельность надводных и подвод­ных кораблей. На флот поступили суда технического и бытового снабжения, тран­спорты для перевозки сухих и наливных грузов, гидрографические, аварийно-спасательные суда, плавучие базы и мастерские, плавучие доки и краны, буксиры и т. д.

Суда снабжения были предназначены для передачи кораблям бое­припасов, продовольствия, воды, топлива и других материальных средств непосредственно в море на ходу. Плавучие мастерские обеспечивали ремонт механизмов кораблей в морях и океанах, а плавбазы осуществляли бытовое обслуживание личного состава боевых кораблей.

 

***

 

Качественные изменения в вооружении и оснащении советского ВМФ в 60-80-е годы ХХ века сопровождались и дальнейшим углублением разработки теории военно-морского искусства, перестройкой организационной структуры флота, принципиально новым подходом к боевой подготовке и боевой готовности кораблей и частей.Советская военно-морская наука исходила из того, что в возможной ядерной войне именно ракетно-ядерное оружие станет решающим средством вооруженной борьбы.Современные корабли и оружие, динамичность и большой про­странственный размах боевых действий на море требовали от коман­дующих силами флотов и их штабов быстрого анализа изменений в обстановке, принятия решений, строго обоснованных расчетами, и пе­редачи распоряжений действующим силам в море в кратчайшее вре­мя. Этот сложный процесс требовал внедрения в работу штабов ав­томатизированных систем управления силами, основанных на ши­роком использовании автоматики, радиоэлектроники и вычислительной техники. Поэтому управление силами флота осуществлялось уже с хоро­шо оборудованных автоматизированными системами управления и связи командных пунктов.

В 60-80-е годы ХХ века корабли советский ВМФ можно увидетьв Атлантике и в Тихом океане, в тропических широтах Индийского океана и среди суровых льдов Арктики. Дальние походы стали подлинной школой боевой выучки советских моряков.

Самым крупным мероприятием оперативной подготовки Военно-Морского Флота за послевоенный период явились маневры «Океан», проведенные в апреле-мае 1970 г. В них приняли участие надводные корабли, подводные лодки, авиация и морская пехота. Отличительной чертой этих маневров был их огромный пространст­венный размах. Впервые в истории все флоты: Северный, Балтийский, Черноморский и Тихоокеанский — действовали по единому замыслу и плану в Атлантике, на Тихом океане и в прилегающих к ним морях, а также в Средиземном, Черном и Балтийском морях. Маневры пока­зали высокую боевую выучку личного состава ВМФ, способность сил флота решать сложные задачи по защите государственных интересов СССР на широких просторах Мирового океана.

На протяжении 60-80-х годов ХХ века советский ВМФ постоянно участвовал и в совместных учениях вооруженных сил  стран Варшавского Договора. На учениях военно-морских сил отрабатывались вопросы поддержания высокой боевой готовности, совер­шенствовались формы взаимодействия, отлаживались методы управле­ния. Так на учении «Север» флоты ГДР, ПНР и СССР действовали в Балтий­ском, Баренцевом, Норвежском морях и в Атлантике. А такие военно-морские учения, как  «Братст­во по оружию», «Запад-81» и другие поднимали уро­вень морской и боевой выучки моряков, совершенствовали взаимо­действие военно-морских сил.

Развитие научно-технического прогресса, вызвавшее появление новых классов кораблей, оружия и технических средств, сопровождалось развитием теории военно-морского искусства. Накопленный к 70-м годам ХХ века опыт оперативно-стратегических учений, военных игр и исследований явился основой для разработки теории стратегического применения ВМФ. В плане признания значения ВМФ особое место заняла стратегическая операция на океанском театре военных действий, ставшая теоретической вершиной военно-морского искусства. Для выполнения широкого круга новых задач, поставленных перед ВМФ, в течение всего послевоенного периода развивались различные виды, способы и формы военных действий сил и войск флота.

Почти 30 лет (1956-1985 гг.) ВМФ СССР возглавлял дважды Герой Советского Союза Адмирал Флота Советского Союза С.Г. Горшков – один из крупнейших практиков и теоретиков военно-морского дела. Именно при нем ВМФ СССР приобрел статус современного сбалансированного ракетно-ядерного океанского флота, способного самостоятельно решать оперативно-стратегические задачи в любых районах Мирового океана.

 

***

 

Не раз за послевоенное время советским морякам приходилось проявлять мужество и героизм в экстремальных условиях. Во время аварии на атомной подводной лодкис баллистическими ракетами К-19 (проект 658) 24 февраля 1972 года кормовой десятый отсек, оказался отрезан от остальной лодки пожаром. Там в момент аварии находилось 12 подводников во главе с капитан-лейтенантом-инженером Б.А. Поляковым. В течение 23 суток, пока подводную лодку буксировали в базу, моряки 10-го отсека, находясь в полной изоляции, в условиях темноты и низкой температуры, боролись за живучесть своего корабля.За мужество и волю, проявленные в экстремальной обстановке, Б.А. Поляков был удостоен ордена Красного Знамени.

В 1972 г. к руководству СССР обратилось правительство Республики Бангладеш с просьбой ввести в строй главный порт Читтагонг, акватория которого была заминирована, а фарватер и гавань загромождены затонувшими судами.На помощь молодой республике была послана экспедиция под командованием контр-адмирала С.П. Зуенко. Первая радио­грамма сообщала: экипажи стойко преодолевают неимоверные труд­ности. Температура воздуха до 45 градусов, влажность почти 100 про­центов. Водолазы работают в мутной воде, где ничего не видно. Но наши моряки успешно поднимали затонувшие суда, тралили фарватер.Двадцать семь месяцев самоотверженно трудились советские моряки. В 1974 г. сложная операция по расчистке акватории торгового порта Читтагонг успешно завершилась. Были протралены фарватер длиной 30 миль и вся акватория порта, подняты и отбуксированы 14 за­тонувших и 3 поврежденных судна водоизмещением от 200 до 18 000 тонн.

Славной страницей в историю флота вписано и боевое траление, про­веденное тихоокеанцами и черноморцами по просьбе правитель­ства Арабской Республики Египет в Суэцком заливе. Отряд траль­щиков Тихоокеанского флота под командованием капитана 1 ранга А.Н. Аполлонова прошел более 5 тыс. миль и 15 июля 1974 г. приступил к тралению. Всего отрядом кораблейбыло пройдено более 17 тыс. миль с тралами. Район площадью 1250 квадратных миль был открыт для безопасного плавания.

В феврале 1975 г. моряки крейсера Тихоокеанского флота «Дмитрий Пожарский» (командир капитан 1 ранга Ф.Н. Громов) оказали жителям островного государства Маврикий, пострадавшего в феврале 1975 г. от тропического циклона. За 12 дней тихоокеанцы восстановили 232 км линии электропередач, телефонную связь, отремонтировали госпиталь, провели другие восстановительные работы. Маврикийский народ был восхищен самоотверженным, бескорыстным трудом совет­ских моряков.

Образцы героизма и самоотверженности показали военные моряки и при спасении пассажиров парохода «Адмирал Нахимов», потерпевшего аварию в августе 1986 г., а также при поисково-спасательных работах на затонувшем пароходе. Первыми к месту гибели «Адмирала На­химова» подошли пограничные катера под командованием мичманов А.М. Гусева и Е.Е. Терехова и сразу же приступили к спасению людей, оказавшихся в море. Действиями катеров руководил капи­тан 2 ранга Г.С. Климов. Сотни спасенных людей обязаны жизнью оперативности и мужеству моряков-пограничников. Только один катер, которым командовал мичман А.М. Гусев, принял на борт 146 пасса­жиров. Начальник поисково-спасательной службы судна СС-21 капитан-лейтенант В.В. Величко девятнадцать дней он бессменно руководил водолазными спусками, принимал нелегкие и ответственные решения.Чаще других для выполнения сложных и опасных заданий на дно моря спускались мичманы В.И. Задорожный, Ю.В. Полищук, С.А. Шардаков, П.А. Максимец, главные старшины А.Д. Черкашин, Ю.В. Образ.Героический подвиг совершил мичман Ю.В. Полищук, ценой своей жизни спасший работавшего с ним в паре капитан-лейтенанта И. Ивлева. Старшина команды водолазов Юрий Полищук был специалистом самой высокой квалификации, прекрасным товарищем, готовым в любую минуту прийти на помощь. Таким он остался в памяти моряков.С честью и до конца выполнил свой воинский долг также мичман С.А. Шардаков. Закончив ответственные работы внутри затонувшего парохода, он попал в завал. Несколько часов к нему на помощь пробивались страхующие водолазы. Но вовремя прийти не смогли...Родина по достоинству оценила неутомимую работу спасателей. За мужество и отвагу, проявленные при исполнении воинского долга, были награждены: орденом Красной Звезды – Г.С. Климов, В.В. Величко, В.И. Задорожный, Ю.В. Полищук (посмертно), С.А. Шардаков (по­смертно), А.Д. Черкашин, А.М. Гусев, Е.Е. Терехов, медалью Ушако­ва – Ю.В. Образ, медалью «За боевые заслуги» –  П.А. Максимец.

 

***

 

В 1985 году советский флот достиг пика своего могущества, по количеству кораблей и своему боевому потенциалу уверенно занимая второе место в мире после ВМФ США.

К концу 80-х годов ХХ века Военно-Морской Флот СССР организационно состоял из следующих родов сил: подводных, надводных, морской авиации, береговых ракетно-артиллерийских войск

и морской пехоты. В состав флота также входили подразделения и части специального назначения, корабли и суда вспомогательного флота, а также различные службы. Главный штаб ВМФ СССР находился в Москве. В состав ВМФ СССР входили следующие флотские объединения: Дважды Краснознаменный Балтийский флот, Краснознаменный Северный флот, Краснознаменный Тихоокеанский флот, Краснознаменный Черноморский флот, Краснознаменная Каспийская флотилия и Краснознаменная Ленинградская военно-морская база.

В составе ВМФ СССР были сформированы и оперативные эскадры – оперативно-тактические объединения, целью которого являлось выполнение оперативно-тактических задач в отдалённых районах океанского театра военных действий путём проведения самостоятельных и совместных операций, со следующими зонами ответственности:5-я оперативная эскадра – Средиземное море, 7-я оперативная эскадра – Атлантический океан, 8-я оперативная эскадра – Индийский океан и Персидский залив, 10-я оперативная эскадра – Тихий океан и 17-я оперативная эскадра – Камрань.

К концу 1980-х годов в состав ВМФ СССР входило более 100 эскадр и дивизий, общая численность личного состава флота составляла около 450 000 (включая около 12600 морских пехотинцев). В боевом строю флота находилось 160 надводных кораблей океанской и дальней морской зоны, 83 стратегических атомных подводных ракетоносцев, 113 многоцелевых атомных и 254 дизель-электрических подводных лодок, четыре авианесущих корабля, 96 крейсеров, эсминцев и ракетных фрегатов, 174 сторожевых и малых противолодочных корабля, 623 катера и тральщика, 107 десантных кораблей и катеров. Всего 1380 боевых кораблей (не считая вспомогательных судов), 1142 боевых самолёта (данные на 1 июля 1988 года). На 1991 год на судостроительных предприятиях СССР строилось: два авианосца (в том числе один атомный), 11 атомных подводных лодок с баллистическими ракетами, 18 многоцелевых атомных подводных лодок, семь дизельных подводных лодок, два ракетных крейсера (в том числе один атомный), 10 ракетных эскадренных миноносцев и больших противолодочных кораблей, другие корабли и вспомогательные суда.

 

***

 

Сегодня ВМФ СССР уже стал частью нашей истории, а потмоу важно помнить и имена тех, кто внес огромный вклад в его развитие, кто отдал свои жизни, выполняя свой воинский долг. История вернула доброе имя руководившему ВМФ СССР в 30-50-е годы Адмиралу флота Советского Союза Кузнецову. В настоящее время ему воздвигнуты памятники в Архангельске, Севастополе и Владивостоке. В Архангельске ив микрорайоне Купавна г. Железнодорожного Московской областиименемН.Г. Кузнецова названы улицы.Имя Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова сегодня носит и авианосец  ВМФ России.

Адмиралу флота Советского Союза С. Г. Горшкову установлены памятники в городах Коломна (скульптор Л. Е. Кербель) и Новороссийск.Мемориальные доски в честь Адмирала флота Советского Союза С. Г. Горшкова установлены на здании бывшего Главного Штаба ВМФ в Москве и штаба Черноморского флота в Севастополе.Имя С. Г. Горшкова увековечено в названиях Центрального госпиталя ВМФ, гимназии № 9 в Коломне, улицы и гимназии в микрорайоне Купавна г. Железнодорожного Московской области, улицы во Владивостоке и технико-экономического лицея и микрорайона Новороссийска.В 1996 г. Центральному спортивному клубу Военно-Морского Флота было присвоено наименование – Центральный спортивный клуб Военно-Морского Флота имени Адмирала Флота Советского Союза С. Г. Горшкова.Имя Адмирала Флота Советского Союза С.Г. Горшкова носил тяжелый авианесущий крейсер СФ. Сегодня имя Горшкова носит новейший ракетный фрегат ВМФ России. Еще один ракетный фрегат, названный в честь адмирала флота В.А. Касатонова в скором времени так же войдет в состав ВМФ.

В честь известных военно-морских деятелей ВМФ СССР послевоенного периода: Адмирала Флота Советского Союза  И.С. Исакова, адмиралов Н.В. Исаченкова, Ф.В. Зозули, И.С. Юмашев и Э.Н. Спиридонова в советское время были названы ракетный крейсер проекта 1134 и большие противолодочные корабли проекта 1134А. В честь адмирала флота С.М. Лобова был назван ракетный крейсерпроекта 1164 «Атлант», который, к сожалению, так и не успел войти в строй ВМФ до развала СССР.

В память о моряках погибшего 29 октября 1955 года в Севастопольской бухте линкоре "Новороссийск" на Братском кладбище Севастополя установлена бронзовая 12-метровая фигура скорбящего матроса с бескозыркой в руке.Фигура скорбящего матроса изготовлена из гребных винтов линкора "Новороссийск". Рядом склоненное над пьедесталом знамя.На пьедестале лаконичная надпись: «Родина – сыновьям». Перед монументом, установлена стела с посвящением морякам линкора "Новороссийск". Авторы: скульптор П.И.Бондаренко, архитекторы А.А.Заварзин, В.М.Артюхов.

В Севастополе на кладбище Коммунаров в 1974 году был установлен памятник 24 морякам, погибшим при исполнении воинского долга на большом противолодочном корабле ЧФ"Отважный".

Боевым будням моряков советского послевоенного флота посвящены такие художественные кинофильмы, как "В мирные дни" (1950), "Командир корабля" (1954). "Нейтральные воды" (1968), "Океан" (1973), " Одиночное плавание" (1985) и другие.

 

***

 

Заботясь о воспитании новых поколений моряков, Адмирал Флота Советского Союза С.Г. Горшков излагал свои представления о роли флота в периодических изданиях и на страницах книг. Основной труд Главкома ВМФ "Морская мощь государства" о месте флота в современном мире и задачах по поддержанию морской силы на уровне, достаточном для безопасности страны, получил высокую оценку не только советских читателей, но и за рубежом. Можно с уверенностью сказать, что и сейчас, спустя почти тридцать лет после издания, этот научный труд является ценным источником знаний о природе и характере морской силы государства и образцом предвидения основных направлений развития флотов мировых держав и их боевого применения.

В 80-е годы ХХ века ВМФ СССР провел две дерзкие операции, доказавшие превосходство отечественных подводных сил над силами США. Так в1985-м была проведена операция «Апорт». В конце мая 1985 г.пять атомных подводных лодокСеверного флота вышли из Западной Лицы в океан. Выход в море почти дивизии атомоходов не остался незамеченным. И пока противолодочные силы США усиленно занимались поиском, советские подлодки следили за их ракетными субмаринами и изучали тактику их противолодочной авиации. Тогда американцы обнаружили лишь одну лодку, уже направлявшуюся на базу. В 1987 г. на Северном флоте была проведена и операция «Атрина». Подготовка ее проходила в строжайшей секретности.

В операции было задействовано пять атомных подводных лодок. Несмотря на то, что о выходе субмарин из Западной Лицы американцам стало известно, они потеряли их в Северной Атлантике. На поиск были брошены значительные силы, включая английскую корабельную поисково-ударную группу во главе с авианосцем "Инвинсибл", но обнаружить советские подводные лодки удалось лишь через... 48 суток. За это время они беспрепятственно достигли Саргассова моря и британской ВМБ Гамильтон, а затем, выполнив все поставленные задачи, повернули назад. Для отрыва от американских противолодочных средств были использованы секретные приборы гидроакустического противодействия. Все корабли благополучно вернулись на базу.

Любопытно отметить, что в 1989 году расходы на ВМФ СССР составили 12,08 млрд тогдашних советских рублей (при общем военном бюджете в 77,294 млрд рублей). Из них 2993 млн рублей предназначались на закупку новых кораблей и катеров, а 6531 млн на их техническое оснащение. Сегодня о таких масштабах можно только мечтать.

Владимир Шигин, капитан 1 ранга


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"