На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Статьи  
Версия для печати

Последнее целование

Великому русскому композитору и музыканту Вячеславу Овчинникову

В последние дни так и звучит в душе мелодия из поэтичного фильма Геннадия Шпаликова «Долгая счастливая жизнь». Немножко грустная, щемящая, как расставание с юностью, но исполненная светлых надежд: всё лучшее еще впереди… Образ неистребимости жизни, силы жизни, который всегда видел в музыке Вячеслава Овчинникова Сергей Бондарчук, освещает всё созданное им на земле за его долгую и, наверное, все-таки счастливую жизнь.

Знала, что он тяжело болен, но до конца не верилось, чтобы «угас как светоч дивный гений», что не услышу его ободряющий мягкий баритон – унынием он никогда не нагружал. Только в последние дни просил о нем помолиться…

Вячеславу Овчинникову было девятнадцать, когда он завоевал консерваторский зал своей музыкой. Его Первой симфонией дирижировал Александр Гаук. Ученики знаменитого дирижера вспоминали, что как-то придя на занятия в класс, Александр Васильевич был сильно взволнован, и, против обыкновения, долго не мог начать урок: он находился под впечатлением симфонии студента, которую в то время репетировал с оркестром. А фортепианные сочинения в исполнении автора любил слушать Генрих Нейгауз.

Мне посчастливилось познакомиться с Вячеславом Александровичем в 1977 году, когда я готовила о его творчестве статью для газеты. Позвонила Георгию Васильевичу Свиридову. Он называл Овчинникова настоящим, подлинно русским талантом.

Жизнь не балует большими художественными явлениями. В советские времена они были – в литературе, музыке, на сцене и экране. Потрясением в искусстве второй половины XX века стала киноэпопея «Война и мир» Бондарчука с музыкой Овчинникова как творческое взаимопроникновение двух гениев, поразившее грандиозной мощью.

По признанию Сергея Фёдоровича, работать с Овчинниковым было нелегко, но «это-то и интересно… Когда сталкиваются люди, которые не сразу и не во всем сходятся, тогда такие столкновения обогащают обоих, пробуждая в каждом из художников и мысль, и чувство…» Напомним, что композитор, тогда еще студент Московской консерватории, одержал победу в конкурсе писать к фильму музыку. С тех пор они остались сотворцами: Бондарчук работал только с Овчинниковым, снимая «Степь», «Они сражались за Родину», «Бориса Годунова».

Как сейчас перед глазами – а ведь прошло-то без малого сорок лет! – ясный сентябрьский день, Овчинников и Глазунов с хоругвями в торжественном шествии на Куликовом Поле. 600-летие величайшей битвы в истории Родины. Нет, его патриотизм никогда не был показным и пафосным. Воин в музыке, он создавал оратории «Гимны Отечеству» и «Сергий Радонежский», сочинял оперу о судьбе поэта Алексея Кольцова «На заре туманной юности», «Элегию памяти Сергея Рахманинова»… Утверждая в своем творчестве жизненность симфонии как жанра, ее способность воплощать в себе всю сложность окружающего мира, писал сюиты, баллады, инструментальные концерты, музыку к кино. Всегда узнаваемая, с ее распевностью, космосом симфонизма и полетом в небеса, его музыка оставляла чувства гордости за свое Отчество, неистребимой веры в жизнь, дарованной Богом на земле, победы света над тьмой.

А каким прирожденным он был дирижером! Кто бывал на концертах Вячеслава Овчинникова, никогда не забудет, как умел он встрепенуть душу Чайковским и Бетховеном, Римским-Корсаковым и Листом, Малером и Рахманиновым, глубоко постигая дух сочинений и поднимаясь до вдохновения их создателей. Это всегда были и неожиданность, и высочайшее исполнительское искусство.

В так называемое постперестроечное время, а длится оно уже тридцатилетие, при жизни композитора практически забыли. Разве что год-другой назад включал фрагменты из сюиты «Война и мир» в концерт киномузыки Академический симфонический оркестр Московской филармонии под управлением Юрия Симонова. Как-то прошла по телеканалу «Культура» неплохая передача из цикла «Острова»… Открылся конкурс юных музыкантов имени В.А. Овчинникова в его родном Воронеже.

Слава Богу, сохранились записи. Вот только так и не удалось Вячеславу Александровичу при жизни увидеть свое собрание сочинений на компакт-дисках. О помощи не хотел просить никого.

В работе не изменял раз и навсегда заведенному порядку. Самыми плодотворными оставались ночные часы. Звонить Вячеславу Александровичу утром не имело смысла, бодрствовал только ближе к вечеру. От быстротекущей жизни не отгораживался, посматривал телевизор, остро реагировал на происходящее. Болела душа о разладе с Украиной.

Сегодня, прощаясь с Вячеславом Александровичем Овчинниковым на земле, поклонимся великому русскому композитору и музыканту, с которым выпала честь жить в одно время, подарившему нам, простым смертным, свое неповторимое вдохновение.

Татьяна Маршкова


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"