На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Статьи  
Версия для печати

Всем сердцем музыке служил

Портреты земляков

До наших дней дошёл старинный документ (он хранится в Российском историческом архиве): «…Гавриил Ломакин рождён от законного супружества подданного слободы Борисовки и малороссиянина Акима Михайлова сына Ломакина и жены его Евдокии Стефановой дочери по отцу Григорьевой тысяча восемьсот одиннадцатого года марта двадцать шестого числа. Восприемниками ему Гавриилу были: губернский секретарь Андрей Антонов сын Ханин и священника Успенской церкви слободы Борисовки Григория Ничкевича жена Прасковья, крестил священник Николаевской церкви слободы Борисовки Филипп Синицын».

И отец и мать и сам Гавриил Ломакин были крепостными графа Шереметева, но принадлежали к «верхнему слою крестьянского общества». Аким (по «местному» – Яким) Михайлович был земским писарем, исполнял должность приказчика, и не раз борисовские слобожане избирали его атаманом.

Род Ломакиных издавна славился музыкальностью. И у Гавриила в детстве обнаружился красивый голос. Мальчик начал петь в местном церковном хоре и вскоре стал его солистом. Гаврюше шёл десятый год, когда его перевели в графскую капеллу и увезли из тихой зелёной Борисовки в далёкий Петербург. Шереметевский хор был известен на всю Россию, но юный голос из Борисовки не затерялся, не утонул в нём. Ломакин упорно и много занимался, брал уроки игры на скрипке и фортепиано, «переиграл и перетвердил» великое множество этюдов, «все сонаты Бетховена, Вебера, Моцарта, фуги Баха…».

Об успехах Гавриила красноречиво повествует ещё один архивный документ – предписание графа Д.Н. Шереметева от «Февраля 28 дня 1825 года»: «Малороссиянину слободы Борисовки Якиму Ломакину, неоднократно бывшему атаманом и в последнее время управленья его отличившему себя успешным и похвальным исполнением обязанностей и в награду за сие, а также в изъявление удовольствия моего, что сын его, хороший голос, отличается способностью в пении, предписываю оной канцелярии послать ему, Ломакину, через вотчинное правление приличный к праздничному наряду кафтан».

В 1825 году руководителем капеллы стал приглашённый Д.Н. Шереме-тевым капельмейстер Императорских театров, учитель пения Петербургского театрального училища и Смольного института знаменитый итальянец Антонио Сапиенца. Будучи опытным педагогом, Сапиенца сразу заметил несомненный певческий талант Гавриила Ломакина, и стал заниматься с ним теорией музыки, техникой вокала, учил юного музыканта искусству дирижирования.

В 1829 году Антонио Сапиенца, которому было тогда уже далеко за семьдесят, ушёл из жизни. Недолгое время Шереметевским хором руководил его сын, тоже Антонио Сапиенца, а в 1830 году граф Шереметев назначает руководителем капеллы девятнадцатилетнего крепостного певчего Гавриила Ломакина. Молодой хормейстер налаживает систематическое обучение певчих, составляет для них учебные пособия, разрабатывает новый, оригинальный метод преподавания певческого искусства. Для этого Ломакин переводит на русский язык 22 (!) тома теоретических и «инструктивных» работ известного чешского композитора и теоретика музыки Антонина Рейхи.

Растущая популярность капеллы создала и её руководителю славу талантливого педагога-музыканта. Его наперебой приглашают преподавать пение в учебные заведения Петербурга: Павловский кадетский корпус, Воспитательное общество благородных девиц, Смольный и Екатерининский институты, Придворную певческую капеллу, Лицей, Пажеский корпус, Театральное училище, Училище правоведения, ряд столичных гимназий. И это было только начало выдающейся педагогической деятельности нашего талантливого земляка.

Кстати, в Смольном институте Ломакин сблизился с К.Д. Ушинским – знаменитым русским педагогом. В хоре Училища правоведения под руководством Гавриила Якимовича пел юный Пётр Чайковский. В том же училище у Ломакина завязались дружеские отношения со знаменитым композитором А.Н. Серовым и выдающимся критиком и общественным деятелем В.В. Стасовым.

«Я узнал Ломакина в Училище правоведения, – рассказывал Стасов, – в 1837 или 1838 году и с тех пор был с ним в продолжение пятидесяти почти лет в самых дружеских отношениях. С самого начала нашего знакомства я вместе с остальными товарищами по правоведению очень любил и ценил его доброту, любезность, милое обращение, отсутствие учительски-деспотических приёмов. Впоследствии я стал ценить в нём высокие музыкальные его качества, любовь и понимание настоящей музыки и редкое умение не только управлять и двигать хором, но ещё достигать посредством него эффектов глубоко художественных».

Ломакин стал широко известен в России и за границей. Его концерты, на которых исполнялись произведения Баха, Генделя, Моцарта, Бортнянского, нашего талантливого земляка Дегтярёва и самого Гавриила Якимовича, посещали Д. Россини, Д.Б. Рубини, П. Виардо, Ф. Лист. Г. Берлиоз посвятил ему своё произведение «Аве Мария». В певческом зале «Фонтанного дома» графа Шереметева на выступлениях хора под управ-лением Ломакина можно было встретить поэтов В.А. Жуковского, Н.М. Язы-кова, А.А. Дельвига. Близким другом капеллы, единомышленником и приятелем Ломакина был известный писатель и философ В.Ф. Одоевский, а композитор Н.А. Римский-Корсаков считал себя учеником нашего земляка.

Успех хора был настолько велик, что в 1838 году граф Д.Н. Шереметев счёл необходимым принять в отношении Г.Я. Ломакина весьма редкое по тем временам решение: «Регенту Гавриле Акимову за старание при исправлении своей обязанности и успехи, оказываемые певческим хором, дал я отпускную на вечную свободу, коего и оставить при занимаемой им должности с производством получаемого им жалования и прочего содержания. Сентября 24 дня 1838 года». После получения вольной Г.Я. Ло-макин становится одной из главных фигур музыкального Петербурга.

Особенно близкие отношения связывали Гавриила Якимовича с Михаилом Ивановичем Глинкой. Основоположник русской классической музыки, впервые побывав на выступлении хора под управлением Ломакина ещё в 1832 году, дал самую лестную оценку педагогическому мастерству и музыкальному таланту нашего земляка: «Нигде в хоре не слыхал я такой стройности, вы первый человек, Гавриил Якимович, который довёл детей до такой верности и твёрдости».

Ломакин стал желанным гостем в доме Глинки. Именно в этом гостеприимном доме он познакомился с Надеждой Андреевной Содольской, родственницей Глинки, которая стала Гавриилу Якимовичу, не только любящей женой, но и верной, надёжной спутницей жизни.

М.И. Глинка посвятил Г.Я. Ломакину два романса: «Пью за здравие Мэри» на стихи А.С. Пушкина и «Не требуй песен от певца» на стихи Н.В. Ку-кольника.

В 1848 году Гавриил Якимович назначается главным учителем певчих старейшего русского профессионального хора – Придворной певческой капеллы. Под его руководством Придворная капелла стала настоящей гордостью России, и была признана лучшим хором Европы. За достижение столь блестящих успехов наш земляк был представлен к награждению орденом Святой Анны.

В эти же годы Ломакин входит в состав руководства и является ведущим педагогом музыкальных классов Русского музыкального общества.

В 1857 году он совершил поездку во Францию и Германию. Перед нашим земляком были открыты двери лучших концертных залов и ведущих музыкальных учебных заведений. Во время этой поездки Ломакин общался со многими известными композиторами и исполнителями Европы. В частности, довольно близко сошёлся с Гектором Берлиозом и Ференцем Листом.

Весной 1862 года совместно с композитором М.А. Балакиревым Гавриил Якимович организовал Бесплатную музыкальную школу и стал её директором.

В.В. Стасов писал по этому поводу: «Школа, которую основал недавно Ломакин, – такое явление, которого у нас никогда не бывало. Никто не думал о действительном музыкальном воспитании нашего народа, никто ещё не раскрывал ему настежь двери, никто не посвятил ему всего своего времени и таланта».

Ломакин энергично взялся за дело, «прельщаясь, – как сам писал в «Автобиографических записках», – надеждою привлечь в эту школу массу народа со свежими голосами, дать возможность талантам из бедных людей учиться бесплатно и, дав им музыкальное образование, составить из них громадные хоры». Он добивается у Д.Н. Шереметева разрешения использовать певческую залу графского дворца для дневных занятий школы, находит для своего детища денежные средства, устраивая платные концерты Шереметевской капеллы.

Программа, разработанная для учеников школы, включала ознакомление с элементарной теорией музыки, предусматривала занятия сольфеджио, сольным пением. А для тех, кто хотел впоследствии стать учителем хора в сельской школе, предусматривались специальные, дополнительные занятия. Об этом особенно хлопотал В.В. Стасов: «Готовьте нам учителей, Гавриил Якимович, – повторял он Ломакину, – этого мало, что Вы сами умеете учить, Вас не будет – и кончено! Нет, оставьте после себя учителей».

В годовщину открытия школы состоялся первый концерт, поставленный силами учащихся. В программе были произведения Генделя, Мендельсона, Россини, Бетховена, Моцарта. Концерт прошёл с большим успехом.

Многие воспитанники школы стали певцами, музыкантами, хоровыми дирижёрами, учителями музыки. Среди наиболее известных учеников Лома-кина – композитор и дирижёр князь Ю.Н. Голицын, дирижёры Александр и Константин Лядовы, солист Мариинского театра И.А. Мельников, солист Большого театра А.А. Ляров, оперные певицы А. Бюдель-Адами и А. Петрова-Воробьёва, популярная исполнительница романсов М. Вердеревская.

Более шести лет Г.Я. Ломакин возглавлял Бесплатную музыкальную школу, сделав её одним из крупнейших центров национальной музыкальной культуры. Однако по мере увеличения известности и успехов школы участились и нападки на неё реакционных критиков, которые Гавриил Якимович переживал весьма болезненно.

В 1868 году он отказался от управления школой, и вновь возглавил Шереметевский хор. Причём после смерти графа, последовавшей в 1871 году, Ломакину пришлось больше года содержать хор на свои средства, вплоть до роспуска капеллы летом 1872 года, когда все его денежные запасы полностью истощились.

На почве душевного и физического перенапряжения у Гавриила Якимовича началось сложное психическое заболевание, связанное с потерей памяти, частичной потерей речи и почти полным равнодушием ко всему окружающему. Врачи назначили «энергичное» лечение, и болезнь стала постепенно отступать, но полного выздоровления всё же не последовало…

Тем не менее, последние годы жизни Ломакин посвятил созданию новой, небольшой капеллы у Шереметевых – камерного хора, в кратчайший срок достигшего удивительной тонкости и совершенства исполнительского мастерства. Именно этот хор, состоявший всего из четырнадцати исполнителей, и стал предтечей нынешних, столь распространённых сегодня камерных хоров.

Гавриил Якимович Ломакин ушёл из жизни 21 мая 1885 года.

Г.Я. Ломакин является автором многих произведений и переложений для хора, духовных произведений и переложений знаменных распевов, фантазий на русские народные песни, произведений для фортепиано, романсов на стихи А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, А.А. Дельвига, А.В. Коль-цова и других русских поэтов.

Среди его многочисленных пособий по пению наиболее значимыми являются: «Краткая метода пения для первоначального общего учения по цифрам и нотам» и «Руководство к обучению пению в народных школах». В этих пособиях впервые в отечественной музыкальной литературе определённо сказано о пении как об искусстве, которому необходимо обучаться по специальной системе посредством упражнений под руководством опытного педагога, а вопросы развития певческого голоса рассматриваются в неразрывной связи с задачами общего музыкального воспитания вокалиста.

Ломакин принёс на концертную эстраду интонационный стиль церковного пения. В его собственных произведениях сочетались древнерусские напевы с хоровой техникой старых западноевропейских мастеров. Он одним из первых в России начал создавать хоровые обработки народных песен. Наиболее известные его церковные сочинения: «Литургия святого Иоанна Златоуста» и «Всенощное бдение».

В 1863-1865 гг. по настоянию В.В. Стасова Ломакин написал «Автобиографические записки», которые были опубликованы уже после смерти Гавриила Якимовича.

Имя Ломакина носит Борисовская школа искусств. В его честь названы улицы в Белгороде и Борисовке. На здании Государственной академической капеллы в Санкт-Петербурге установлена мемориальная доска, посвящённая нашему замечательному земляку.

В истории отечественной музыкальной культуры имя Г.Я. Ломакина стоит в ряду самых значимых хоровых дирижёров. Его вокальные и хоровые сочинения, аранжировки народных песен по-прежнему представляют большую художественную ценность, а разработанная им музыкально-педагогическая система не потеряла своей актуальности и для современных поколений певцов и музыкантов.

Вся жизнь Гавриила Якимовича Ломакина была без остатка посвящена музыке. Музыка была его призванием, его спасением, его служением. И служил он ей бескорыстно, честно и благородно, всем сердцем и всею душой.

Александр Осыков, Борис Осыков


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"