На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Богословие, святоотеческое наследие   
Версия для печати

Слово на Святую Пасху,

в светоносный день Воскресения Христова от пророческих сказаний

/л. 299а/ Ныне радость двойная всем христианам и веселие миру неизреченное /л. 299б/ ради наступившего праздника, вместо скорби прежде бывшего таинства. Когда муж отправляется в дальний путь, жена, будучи  в печали,  бывает строга с детьми; когда муж неожиданно  возвращается, женой овладевает несказанная радость, а дети лучатся радостью, сверх меры одаряемые [подарками].

Какая же скорбь предшествовала таинству? Пред вчерашним днем Господь наш Иисус Христос как человек был распинаем, а как Бог – помрачил солнце, обагрил кровью луну, и тьма наступила по всей земле: как человек, возопив,  /299в/ испустил дух, но как Бог Он землю потряс,  и распались камни; как человек Он был прободен[копьем] в ребра, но как Бог завесу древнего закона пополам разорвал; как агнец за всех агнцев, закалаемых прежде на жертву, [Собою жертву] за спасение всего мира Богу Отцу принес; как человек во гробе  положен был, и как Бог алтарь языческой церкви освятил; как царь стражами был охраняем и лежал в запечатанной гробнице,  но как Бог ангельским воинством грозил Он силам бесовским в твердынях ада, говоря: «Поднимите, врата, /л. 299г/ верхи ваши – пусть внидет Царь славы!» (Пс 23:7)[1], но врата ада сокрушились словом Его и столбы сломались до основания. Сам Господь сошел в ад и попрал бесовское царство крестом, и умертвил смерть; сидящие во тьме увидели свет, связанные нищетой и железными оковами освободились от уз, и сокровища все Его - в силе Божией и в славе святых ангелов. Порабощенные души человеческие освобождены  и вводятся в рай, прославляя Христа. Но ропщет церковь на пророков, пока еще не восстал из гроба Христос, /л.300/ ибо они, пророки, Того суть чада церковные.

Внезапно Он воскрес, оставив целыми печати гроба, и Церковь неизреченное веселье приемлет,  и пророки радостно ликуют, говоря: «Наша Пасха – за нас пострадал Христос!» Смерть, где твоя победа? Ад, где твое жало? (1 Кор 15:55 (ср. Ос 13:14) Восстал как от сна Господь и воскрес из мертвых и мертвым жизнь даровал, и души святых безмерно обогатились, из ада на небеса вселившись.

Оттого двойное, и даже тройное имя имеет нынешний праздник. Называется Пасхой – по закланным /л. 300б/ Моисеем в Египте агнцам, кровью которых помазавши   пороги и косяки дверей, все израильтяне избавились от смерти  с помощью ангелов, убивающих египтян (Ср. Исх 12:23). То был прообраз нынешней Пасхи: заклали ныне священники Агнца Божия Иисуса во спасенье всего мира; Он и прародителя всех родов Адама вывел из ада: ибо не только ради праведных сошел [на землю], но ради всего мира, падшего через преступление. Взяв на Себя  грехи всех, Он был пригвожден на кресте. Мы же с верою будем причастниками Божественной Пасхи, помажем уста Божией  кровью – /300в/ это двери душевного дома, чтобы не приступили к нам бесы, желающие убить нас грехом. Ибо заклали Его [Агнца] израильтяне, а народы вкусили Его[2], и вот пророк зовет всех верных к Божьей трапезе, говоря: «Тело Христово примите, вкусите источника бессмертного»[3]. Ибо телом этим сокрушена была глава адова  и жало его притупилось; этим телом держава и власть были попраны и чрево его пронзено было: ибо не через уста его вышел Христос [обратно], но само чрево адово разодрав, /л. 300г/ вывел из ада души человеческие. Когда же это тело положено было во гроб, медные врата преломились и железные столбы сокрушились; привратники вострепетали, и темница распалась,  и мертвые воскресли. Так тело смерть умертвило и тварь всю истлевшую обновило. Так, с верой все это вкушая, освящаются христиане и получают  вечную жизнь на небесах. Вкусим же, братья, животворного брашна и поцелуем друг друга с любовью, прощая от всего сердца прегрешения.

А то воскресение /л. 301а/ Христово называется Великим днем, и воистину день тот велик, не потому, что больше часов в нем [чем в других днях], но ради великих чудес[4], Спасом нашим Христом сотворенных: ибо днесь и ангелы с людьми ликуют, и люди Богом освящаются, Святой принимая Дух.

Лука евангелист говорит: «И когда миновала суббота, очень рано пришли женщины взглянуть на могилу, неся благовония, чтобы помазать тело Иисуса, и нашли там камень отвален и могилу пустую. И недоумевали о том, но явились два ангела /л. 301б/ в белых одеждах и сказали им: «Что ищете живого среди мертвых? Нет его здесь, но воскрес; припомните же слова Его, которые сказал вам, как воскреснет в третий день, а теперь идите к ученикам Его и скажите: «Христос воскресе!» (Лк 24:1-7, Мф28:1-7, Мк 16:1-2, Ин 20:12) Ибо о вас прежде писал пророк: «Придите после видения, жены благовестницы, и скажите Сиону: «Прими от нас радость благой вести!» (Пасхальная стихира). Идите к апостолам и скажите: «Не скрывайтесь больше, ибо сбылось уже слово, сказанное вам Иисусом: «Лишь недолго Меня не увидите, но скоро снова узрите Меня и возрадуетесь» (Ин 16:16). Вспомните пророка, о Христе и о вас писавшего: /301в/ «Поражу пастыря – и рассеются овцы, но попозже простру Я руку и соберу их, и обращу руку Мою на малых сих [и дам им] пастыря» (Зах 13:7). Идите и скажите ученикам: «Уразумейте о времени, о котором сказал Осия: “Беззаконниками побиен был Спаситель, но за два дня исцелив весь мир, воскреснет на третий день – и живы будем пред Ним” (Ос 6:1-2). А также Софония: “Ждите Меня, – говорит Господь, – в день воскресения Моего, в Мое свидетельство, так как милость Моя уже снизошла на народы” (Соф 3:8). Идите и скажите апостолам: “Это [тот] день, когда мы возрадуемся и возвеселимся /л. 301г/ о нем, и о котором сказал Давид: “Ты восстанешь,  Господи, и умилосердишься над Сионом – ибо пришло время” (Пс101:14). Я  говорю не о том Сионе, попираемом воинами, но о языческой церкви, которую кровью искупил Он и которую никто не одолеет. Не думайте, что, подобно Еве, вы можете соблазниться: она от змия совет приняла, вы же от ангелов слово слышите; мы возглашаем вам радость, вы же проповедуйте миру спасение».

Тогда возвратились от гроба женщины и возвестили все это одиннадцати [апостолам], но те не поверили им, ибо еще не /302а/ прияли Святого Духа, отчего в страхе и недоверии обратились в бегство. Однако Петр и Иоанн поднялись и дошли до гроба, причем Иоанн быстрей Петра подошел, но в склеп не вошел, пока не приблизился Петр и первым туда не вошел – и увидел там только лежащие ризы. Нет, не от страха вошел не первым, но по промыслу Божьему и за написание книг, ибо оба они знаменовали  собою Ветхий и Новый Закон: Иоанн – образ Закона Ветхого, Петр же – Нового.

/302б/ Сначала продолжался Ветхий Закон, согласно писанию, ожидая Христа, но по пришествии Его в веру Христа не вошел. Новый Закон пришел после, но сразу уверовал во Христа и увидел уже пустую надежду Закона Ветхого, не способного спасти придерживавшихся его. Ибо птенец отлетел, а неразумные сидят рядом с пустым гнездом: Христос воскрес, а жрецы с фарисеями еще подкупают стражей, заставляя отрицать  воскресение Христа. О, горе, грешный народ! Как ты прельстился, почитая пророков, о Христе писавших, не понял их, и чаявшие света остались во тьме! О горе их душам их, /л. 302в/ зло замыслившим на Бога живого!

После того как двое из учеников Его пошли в селение[5], находившееся недалеко от Иерусалима, и говорили обо всех этих [событиях], Сам Иисус их нагнал в пути. Точно пастух, который немного поспит, и, проснувшись, увидит разбежавшееся стадо, быстро повсюду ходит, чтобы свое стадо собрать, так и Христос, воскреснув, ангелов и людей в одно собирает стадо. «О чем, – говорит, – беседуете и отчего печальны?» Они же ответили, что об Иисусе Назарянине, которого распяли иудейские жрецы, и еще сказали Ему о женщинах, /302г/ говоривших, будто Он жив (это они недавно от ангела слышали),  ибо еще не узнали Его, ведь было в тот миг у них только плотское зрение. Еще не дунул на них Христос, говоря: «Примите же Дух Святой» – и еще не отверзал им ума, чтобы они разумели все, что о Нем написано. Потому и назвал их неразумными сердцем, и начал им толковать из всех книг, что о Нем было сказано: о Его страстях (страданиях) и воскресении.

«Не о том ли, – сказал, – писал Моисей: «Узрите жизнь вашу, висящую прямо пред очами вашими!» (Втор 28:66). И Давид  о Его распятии: «Пронзили руки мои /303а/ и ноги мои» (Пс 21:17). И о желчи: «Дали в пищу мне желчь, и в жажду мою напоили меня уксусом» (Пс 68:22). И о гробе его: «Положили меня в преисподнем, во тьме, в сени смертной» (Пс 87:7). Также и о Его воскресении: «Да воскреснет Бог, да исчезнут враги Его» (Пс 67:2). И снова: «Воскресни, Боже, суди земли» (Пс 81:8). И Исайя об учениках его: «И встав, – сказал, – соберу Мою братию, и узрят славу Мою; и они возвестят Мое имя в народах, и станут Мне людиот разных народов (из язычников) многие » (Ср. Ис 66: 18-19).

И когда Он так говорил, приблизились все к селению, к которому шли, и пригласили Его /л. 303б/ отдохнуть с ними. И когда Он возлежал, взял хлеб, благословил и дал им. И тогда открылись их очи, и увидели язвы от гвоздей на руках Его, и узнали, что Он – сам Христос. И [тотчас]невидим Он стал для них. А они возвратились в Иерусалим и поведали все это апостолам, о том, что воистину воскрес Христос, и явился им, и они узнали Его по ранам от гвоздей на руках.[6]

Мы же, братья, видев Воскресение Христово,  поклонимся, говоря: «Ты Бог наш, и кроме Тебя мы иного не знаем. Человече видимый, Боже разумеваемый, вся земля да поклонится и да поет Тебе: «Помилуй нас, в Тебя верующих!». Тебе /л. 303в/ молимся и умиляемся: очисти грехи наши, отпусти долги душ наших, прославляющих Тебя. За нас пострадавшему, распятие и смерть принявшему, Тебе ныне раболепно служим. Вчера с разбойником распинались вместе с Тобой – днесь с Тобой мы воскресли. Вчера вместе с Логином взывали: «Воистину Ты Сын Божий!» – днесь вместе с ангелами говорим: «Воистину воскресе Христос!» Вчера с Никодимом мы снимали Тебя с креста – днесь с Магдалиною видим Тебя воскресшего. Вчера с Иосифом в гроб Тебя положили – днесь, как Мария, радостные Твои  слова слышим: «К братьям Моим и к Петру пришедши, скажи им, пусть идут в Галилею, и там Меня увидят» (Мк 16:7, Мф 28:10). И вот ныне, как в Галилею, в святую Церковь собравшись, мы веселимся и говорим: «Вот он, день, что сотворил Господь, возвеселимся же и возрадуемся в день сей» (Пс 117: 24),– ибо ныне царство Твое и держава Твоя, Христос, вместе с Отцом и Духом Святым, и ныне и присно.

 

Перевод Г.С.Баранковой 

* Перевод сделан по списку XV в. РНБ, собр. Погодина № 872, лл. 299а-303г., написанному, судя по его языковым особенностям, в Новгороде.

 



[1] Ср. Пс. 23:7 в современном переводе: «Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь славы!» 

[2] Речь идет о евхаристии, во время которой таинственно происходит преложение (претворение благодатью Святого Духа) хлеба и вина в Святые Тело и Кровь Спасителя.

[3] Текст из Молитвы перед причащением.

[4] В рукописи ошибочно часовъ вместо чюдесъ, перевод дан по смыслу.

[5] Пересказ евангельского эпизода Лк 24:13-27.

[6] Изложение рассказа Лк. 24:28-35.

Кирилл, недостойный мних


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"