На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Национальная идея  
Версия для печати

В поисках «нового консерватизма»

Методология «русского хранительства»

При слове «консерватизм» у большинства людей обычно возникают ложные ассоциации: «реакционность», «застой», «замшелость» и т. д. Подобного рода ассоциации являются следствием более чем столетней традиции господства в общественном сознании, в системе среднего и высшего образования, в массовой культуре и СМИ либеральной и революционной идеологии. Однако как мы все понимаем, это именно ложные ассоциации

В то же время, специалистам в области общественной мысли понятно, что «консерватизм» бывает разным, ибо «консервировать» можно совершенно разные принципы жизни и существования. К примеру, так называемый «американский консерватизм» явно противоречит к «русскому консерватизму», потому что в США консерваторы — это представители «правого» либерализма, и не более того, а «русские консерваторы» — это сторонники традиционализма и цивилизационного своеобразия России. Поэтому, если говорить о «консерватизме» применительно к нашей стране, то, наверное, необходимо использовать термин «традиционный консерватизма» или «русский консерватизм». Хотя, и это необходимо осознавать, между русскими консерваторами всегда велись значительные дискуссии о сущности и принципах их идеологии.

В основе «традиционного консерватизма» лежит не просто принцип сохранения чего-либо, но принцип сохранения жизни во всем ее многообразии, не насаждение унифицированных правил существования и мысли, но «сохранение» мира, как, если несколько перефразировать К.Н. Леонтьева, “цветущей сложности”[1]. При этом не надо бояться творческого подхода к пониманию сущности консерватизма, т.е. нельзя лишь догматически воспринимать основные положения, предложенные в работах русских мыслителей XIX–XX вв. По сути дела, перед нами сегодня стоит задача разработки нового традиционалистско-консервативного учения. Образно говоря, нам нужен «новый консерватизм».

В этом отношении, мы предлагаем отталкиваться от главной задачи, которую ставит консервативная идеология: «сохранение» или «хранительство» жизни во всем ее многообразии, во всех ее проявлениях, «чтобы ничего не переносить, ничему не подражать, а все развивать из того, что есть, и не разрушая того, что есть» [2]. Этот принцип позволяет избежать либерального “монизма” и универсализма, в том числе и в научной сфере.

Многолетнее изучение истории русской социально-политической мысли во всем ее объеме и на всем ее историческом протяжении с древности до нашего времени, свидетельствует о том, что тяга к «хранительству» обусловила особенности русского мировосприятия, определившие весь внутренний строй многих сочинений, концептов и идей русской мысли. Следовательно, можно говорить об идеологии «русского хранительства». Поэтому, вполне возможно, термином «хранительство» можно именовать и столь необходимый сегодня нашей стране «новый консерватизм», («разумный консерватизм», «здоровый консерватизм» и др.)

Именно так — «Хранители России» — был назван проект антологии русской консервативной мысли, начатый несколько лет назад сотрудниками кафедры истории социально-политических учений факультета политологии МГУ имени М.В. Ломоносова и фондом ИСЭПИ [3]. В этой антологии в хронологическом порядке представлены консервативные тексты прошлого, характеризующие то новое, что они привнесли в общественное сознание. Издание многих текстов русских мыслителей, позволило приступить и к теоретическому осмыслению «русского хранительства», как своеобразного явления мировой общественной мысли, имеющего свою историю, свои теоретические основания, свои духовно-политические корни. Подходы к решению именно этой задачи предложены, в частности, в нашей монографии «Очерки истории русского хранительства» [4].

Методология «русского хранительства» дает гораздо более широкие возможности для сохранения этнического и национального многообразия и свободного выбора народами собственного пути развития, но и позволяет им осуществлять свободный интеллектуальный поиск. «Хранительный» подход к исследованию общественных процессов, в противовес либеральным принципам универсализма и индивидуализма, в общих чертах можно свести к следующим положениям:

  • признание традиционной религии духовным фундаментом общества;

  • предпочтение традиционных форм общественно-политического развития абстрактным универсальным схемам;

  • признание значимой роли государства в развитии общества;

  • признание традиции важнейшим источником формального права;

  • признание приоритета общности над индивидом;

  • отстаивание цивилизационной самобытности своего народа (группы народов, близких по своим традициям);

  • признание права на свободное историческое развитие любого народа или цивилизации;

  • признание идеала свободной, нравственно ответственной перед обществом личности.

Понятно, что в рамках данного методологического подхода интерпретация отечественной истории, культуры, политики, и в особенности перспектив и целей современного общественного развития России будет существенно отличаться от либеральной интерпретации [5].

И последнее. Чаще всего, разговоры и споры о «консерватизме» — это удел достаточно узкого круга специалистов, редко выходящие за пределы экспертных и научных сообществ, и оказывающих малое влияние на представителей правящих кругов. Думается, перед экспертным сообществом сейчас стоит вполне серьезная задача — необходимо выяснить, насколько принципы консервативной идеологии отражены в общественном сознании наших сограждан. Для этого необходимо провести фундаментальное социологическое исследование, целью которого должно стать определение социальной, национальной, политической и религиозной базы для распространения консервативной идеологии. При этом, сама методология исследования должна быть построена на традиционалистско-консервативных принципах.

 

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. Леонтьев К. Н. Восток, Россия и Славянство: Философская и политическая публицистика. Духовная проза (1872–1891). М., 1996. С. 131.

2. Страхов Н. Н. Спор об общем образовании // Страхов Н. Н. Избранные труды. М., 2010. С. 40.

3. См.: Хранители России. Антология. Т. 1. Истоки русской консервативной мысли. XI–XVII вв. / Под ред. С. В. Перевезенцева. Авт.-сост.: Р. В. Михайлов, С. В. Перевезенцев, А. А. Ширинянц. Подг. текстов А. А. Горохов, О. Е. Пучнина, А. С. Хелик, А. Б. Страхов, Д. А. Ананьев. М.: ООО «Паблис», 2015; Хранители России. Антология. Т. 2. В поисках нового… консерватизма / Под ред. А. А. Ширинянца, С. В. Перевезенцева. Авт.-сост. Р. В. Михайлов, С. В. Перевезенцев, А. А. Ширинянц. Подг. текстов: А. А. Горохов, О. Е. Пучнина, А. С. Хелик, А. Б. Страхов, Д. А. Ананьев. М.: ООО «Паблис», 2015; Хранители России. Антология. Т. 3. Рождение русского консерватизма. 1800–1850 гг. / Под ред. А. Ю. Минакова, С. В. Перевезенцева, А. А. Ширинянца. Авт.-сост.: Д. А. Ананьев, Т. И. Дайн, Ю. Е. Кондаков, Н. Н. Лупарева, А. О. Мещерякова, А. Ю. Минаков, Р. В. Михайлов, В. С. Парсамов, С. В. Перевезенцев, А. Б. Страхов, И. Р. Федий, С. В. Хатунцев, А. С. Хелик, А. А. Ширинянц. М.: ООО «Паблис», 2016; Хранители России. Антология. Т. 4. В поисках русского пути. 1800–1850 гг. / Под ред. С. В. Перевезенцева, А. А. Ширинянца. Авт.-сост. А. С. Абрамян, Д. А. Ананьев, А. А. Горохов, Т. И. Дайн, Р. В. Михайлов, С. В. Перевезенцев, А. Б. Страхов, А. С. Хелик, А. А. Ширинянц. М.: ООО «Паблис», 2016; Хранители России. Антология. Т. 5. Обретенная Россия. 1840-е — начало 1860-х гг. / Под ред. А. А. Ширинянца, С. В. Перевезенцева. Авт.-сост. А. С. Абрамян, Д. А. Ананьев, В. А. Болдин, Т. И. Дайн, Д. Ю. Кухарский, А. З. Маргушева, Р. В. Михайлов, А. В. Мырикова, С. В. Перевезенцев, В. А. Соболев, А. Б. Страхов, А. А. Ширинянц. М.: ООО «Новые решения», 2018; Хранители России. Антология. Т. 6. Крестьянское дело. 1840-е — начало 1860-х гг. / Под ред. А. А. Ширинянца, С. В. Перевезенцева. Авт.-сост. А. С. Абрамян, Д. А. Ананьев, К. А. Горшкова, Т. И. Дайн, О. С. Кононенко, М. А. Лагузова, Р. В. Михайлов, С. В. Перевезенцев, В. А. Соболев, А. Б. Страхов, А. А. Ширинянц. М.: ООО «Новые решения», 2018.

4. Перевезенцев С. В., Ширинянц А. А. Очерки истории русского хранительства: Монография. Часть I. М.: Издательство Московского университета, 2021. 352 с.

5. См., напр.: Перевезенцев С .В. Русский выбор: Очерки национального самосознания. М., 2007; Маслобоева О.Д. Исконные ценности России в философской рефлексии // Russian Journal of Education and Psychology. 2015. №2. С. 171–190; Павлова Т .П. Базовые ценности современной России: философская рефлексия // Труды СПБГИК. Т. 206. 2015. С. 101–108;Перевезенцев С. В., Ширинянц А. А. Страницы русского «хранительства»: литература и политика // Вестник Московского государственного областного университета (Электронный журнал). 2016. № 4. http://evestnik-mgou.ru/Articles/View/781; Перевезенцев С. В., Ширинянц А. А. Очерки истории русского хранительства. М., 2021.

Сергей Перевезенцев, доктор исторических наук, профессор МГУ им. М.В. Ломоносова


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"