На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Национальная идея  
Версия для печати

Культура народа

Советский опыт

Почти десять лет Россия, возникшая на развалинах Советского Союза, лихорадочно искала и ищет пути в "мировое сообщество" при помощи "общечеловеческих ценностей", рынка и "суверенной личности". Судя по тому, что под "мировым сообществом" понимается "большая семерка" и пресловутый "золотой миллиард"; ясно понимая, что "общечеловеческие ценности" пустая абстракция, вполне приемлемая для лексики какого-нибудь С.А. Ковалева, но недопустимая для государственной стратегии; наблюдая за тем, что вытворяет "суверенная личность" над обществом, хозяйством и простыми нормами нравственности, можно уверенно прогнозировать, что поиски всех тех благ, о которых свободные от морали средства массовой информации и политические демагоги талдычат столько времени, закончатся погружением России в историческое небытие как естественную цель всего радикально-либерального реформирования государства.

Не менее характерно и то обстоятельство, что по мере все большего осознания тупиковости капиталистической реставрации инвективы в адрес Советского Союза возрастают по экспоненте. И ладно, если бы праведный гнев борцов за свободный рынок обрушивался на официальный атеизм или идеологическую немощь партийного руководства. Об этих фундаментальных пороках советской государственности и ее философско-политической доктрины предпочитают говорить походя, что тоже объяснимо, поскольку в противном случае все т.н. "шестидесятники" окажутся птенцами хрущевской оттепели, которая в сути своей была второй волной сатанинского богоборчества, охватившего страну в 20-е-30-е годы. А вспоминать идеологическую стагнацию коммунистического режима не желают потому, что нынешняя идеология российской псевдогосударственности в теоретическом отношении на порядок ниже любого "исторического решения" любого съезда КПСС.

В сути же своей, указанные приключения сумеречного сознания последнего десятилетия объясняются тем, что победители августовского революции (контрреволюции) 1991 года, ринувшиеся в "мировое сообщество", отказали не только СССР, но и Российской империи в праве на генерирование культурно-исторического контекста национальной жизни, определив нашу многовековую трагическую и героическую историю как "тысячелетнюю парадигму несвободы". Чем продолжают тешиться и до сего дня, явно рассчитывая безнаказанно продолжать собственные внеморальные социально-экономические эксперименты над страной и народом.

Между тем, Российская империя и Советский Союз были формой и способом многонационального бытия народов и в этом смысле преподали великий урок всему человечеству. В отличие от западной буржуазной цивилизации, упраздняющей национальную целостность во имя торжества атомизированного общества (по точному выражению Герберта Маркузе – толпы одиноких), Советский Союз сохранил этносы как субъекты исторического действия, следовательно, сохранил и развил традиции и культуру народов, народностей и этнических групп как источник общегосударственной культуры. За годы советской власти были переведены на русский язык (т.е. стали общесоветским и общечеловеческим достоянием) эпос и фольклор абсолютного большинства этносов Советского Союза и это делало их реальными участниками всечеловеческого творчества. Видя сейчас деградацию переводческих центров и культуры перевода, невольно приходишь к выводу, что этносы неуклонно выталкиваются в этно-культурные резервации и, вероятно, недалеко время, когда акын и шаман снова будут главными носителями культуры юрт, чумов и саклей. Кстати, за годы советской власти на русский и другие языки народов Советского Союза были переведены лучшие произведения мировой культуры, что естественно обогатило все наши народы. А если у кого-то появится желание поговорить о жестком идеологическом контроле, то можно посмотреть на тот мутный поток литературной дешевки, который хлынул в Россию еще с перестроечных времен, и вопрос об идеологической диктатуре в области переводов можно считать исчерпанным.

Громадным завоеванием Советского Союза были всеобщая грамотность и демократизм среднего и высшего образования. Право на получение образования, декларированное в Конституции, выполнялось неукоснительно, а конкурсная система позволяла принимать в вузы действительно знающих, образованных и стремящихся к творческой работе молодых людей. Выпускники советских вузов гарантированно поступали на работу или, при наличии творческих способностей, продолжали образование в аспирантуре. О качестве самого образования нужно судить не по нынешним агиткам о примитивизме выпускников школ и вузов, а по величайшим достижениям советского военно-промышленного комплекса и фундаментальным разработкам академической науки, которые по многим направлениям не могут превзойти научные центры "стран передовой демократии". И даже спустя десять лет после развала великой державы творческий и научный потенциал советской высшей школы оказался столь мощным, что Запад целенаправленно ведет работу по переманиванию наших выпускников вузов в свои научные и промышленные центры. И еще долго будет этим заниматься, не будучи способен реформировать собственную систему образования.

Само собой разумеется, что в условиях высокого образовательного уровня общества и свободного овладения достижениями национальной и мировой культур, значительное развитие получила и художественное творчество. Здесь можно перечислять десятки имен, составляющих гордость нашей культуры и всего человечества. И среди них первым по таланту и глубине постижения народной жизни был и остается Михаил Александрович Шолохов, создавший "Тихий Дон", без которого нельзя понять ни русский национальный характер, ни национально-государственную трагедию гражданской войны. Эпос ХХ века, каким является роман М.А. Шолохова, стал величайшим достоянием мировой культуры и свидетельством человеческого гения. Любителям же посудачить о партийной ангажированности М.А. Шолохова, напомню, что "Тихий Дон" по-народному глубоко антиреволюционен и столь же по-народному отказывает "контрреволюции" в праве представлять всю национальную целостность. В самом глубоком политическом смысле "Тихий Дон" – эпос о народе без государства, взыскующем государство, и вот о чем прежде всего стоило бы думать политическому руководству послеельцинской России.

 

Уж кто был действительно партийным пропагандистом, так это нынешний американский полуподданный Е. Евтушенко, воспевший Братскую ГЭС и казанского сироту Володю Ульянова. И А. Вознесенский, с придыханием писавший о Ленине в Лонжюмо и на дензнаках, тоже был из славной плеяды партийных писателей. И Д. Гранин со своим пустозвонством в романе "Иду на грозу", и А. Рыбаков со своим Крошем, и вся диссидентура, успешно поработавшая на КПСС в серии "Пламенные революционеры", – они и многие другие создавали как раз ту псевдокультуру соцреализма, которая была страшно далека от народа, но вполне логично послужила фундаментом для рыночной идеологии и рыночной культуры.

Подлинно национальная культура реализовывалась в произведениях Г. Свиридова. В. Распутина, В. Белова. Н. Рубцова, Ю. Кузнецова, М. Карима, Н. Лугинова, Р. Гамзатова, И. Машбаша и всех, кто писал по велению сердца и в меру таланта о народе и для народа. Дожившие до наших смутных дней, эти и другие художники продолжают быть выразителями национального самосознания, тем самым подтверждая, что совесть выше капитала, а народная душа куда мудрее глобализма и монетаризма, помноженных на национальный нигилизм. И именно потому, что народ живет не по указке властителей, а по внутренним нравственным законам, именно потому, что Господь создал Древнюю Русь, Российскую империю, Советский Союз и даже нынешнюю Российскую Федерацию для чего-то большего, чем демократия и плюрализм, я убежден, что Россия опамятуется, а власть поймет, что она сильна лишь при опоре на Традицию и национальную волю, русская культура, культура всех народов нашей Родины еще скажут свое слово для самих себя и для всечеловеческого единения.

1 апреля 2001 г.

Профессор Эдуард Володин


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"