На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Информация  
Версия для печати

Гимн сибирской деревне

Создадим книгу под названием «Тюмень – столица деревень»

Недавно вышедшей, очередной книгой альманаха «Тобольск и вся Сибирь» – «Муромцево», фонд «Возрождение Тобольска» точно утвердил: в каждом сибирском селе, как в зеркале, отражается народов, её населяющих. Но, конечно же, одним, даже таким – многостраничным – томом невозможно ограничиться, когда берёшься утверждать, что  мы в долгу перед нашей деревней, вскормившей и взлелеявшей десятки поколений наших предков. Тем более в то время, когда из года в год обесценивается человек, обесценивается его труд, обесценивается и сам смысл его жизни… С исчезновением деревень уходит в забвение история прошлого, теряется связь с настоящим, дробятся и распадаются родственные узы, пустеют погосты, зарастая дикой травой, а где-то и плуг прошёлся по могильным холмикам. Невозможно с этим мириться, больно это воспринимать.

Да, последние десятилетия невозможно не думать, не вспоминать о разладе, о трагедии русской деревни первой трети XX века: поругание святынь, раскулачивание трудолюбивых, достойных хозяев – крестьян, отток рабочего народа в город, но умирание деревни в начале XXI века –  есть мощный финальный аккорд трагедии. И виноваты в этом все мы, как бы нам ни хотелось снять с себя личную ответственность за всё то пагубное, что происходило и происходит с нашим исконно крестьянским жизненным укладом. В этой связи вспоминаются мне строки известной поэтессы Татьяны Четвериковой:

 

 ...А все мы, в общем-то, крестьяне:

Отец ли, дед ли, прадед твой.

Да будет вечно первозданен

Парок над влажною землей.

Устану. Выдохнусь. Поплачу.

Но что вести обидам счёт?

Хлеба растут. И это значит:

Жизнь, как положено, течёт.

 

А благодаря кому растут хлеба? «Всё, что было лишним, – рассказывает в своей книге “Лад” выдающийся русский писатель Василий Белов, – или громоздким, или не подходящим здравому смыслу, национальному характеру, климатическим условиям, –  всё это отсеивалось временем. А то, чего недоставало в этом всегда стремившемся к совершенству укладе, частью постепенно рождалось в глубинах народной жизни, частью заимствовалось у других народов и довольно быстро утверждалось по всему государству».

Таким разумным устроением и сохранялась жизнь крестьянина и в пору мирного труда, и в тяжёлую военную годину.

А сегодня слово «деревня» произносится чаще всего с уничижительной интонацией, стало «модно» ругать и всё русское, – мол, отсталое. Но разве могли ругать наши предки своё село, своё Отечество?  Они бы сейчас не поняли, о чём мы говорим. Ибо смысл их жизни был в созидательном труде: созидание природы, созидание своего дома и семьи, созидание государства, сохранение духовного и физического здоровья детей, то есть забота о продолжении рода. А разве человек не призван возделывать свою душу, как землю?

Вот потому-то мы и решили продолжить начатое: вновь обратиться к теме сибирской деревни, ибо, по моему глубокому убеждению, сердцевина русского мироздания необратимо перемещается именно в Сибирь и не абы куда, а в деревню, что явственно видится в каждом разделе книги «Муромцево». А кто из нас, в прежние годы, не слышал прибаутку: «Тюмень – столица деревень»? Для жителей первого сибирского города оно казалось обидным, но сегодня приходит понимание того, что это, вероятно, самое высокое звание, поскольку столица деревень и есть – центр русского мироздания.

Дорогие друзья! Как вы помните из истории, с давних пор у русского народа, у крестьян существовал мудрый обычай помощи друг другу в различных работах: при жатве, покосе, дома и церкви возводили всем миром. Каждый житель деревни почитал своим долгом принять участие в помочи. Хотя она была и добровольной, отказаться от работы было по деревенским этическим нормам безнравственно, обществом такой поступок осуждался. Да и жизненный опыт подсказывал, что в помощи рано или поздно нуждался каждый домохозяин. А вот как говорит об этом обычае герой повести «духовного губернатора Сибири», великого писателя В.Г. Распутина «Последний срок»: «Хошь дом ставили, хошь печку сбивали – так и называлось: помочь. Была у хозяина самогонка – ставил, не было – ну и не надо, в другой раз ты ко мне придёшь на помочь».

Думаю, настала пора вот так же, всем миром, создать своего рода гимн сибирской деревне – книгу под названием «Тюмень – столица деревень», а потому мы будем рады любой помочи: совету или научному исследованию, очерку или воспоминаниям, фотографиям, документам и так далее. Уж нам-то ведомо, что сегодняшнее время вовсе не так оскудело талантами, как это выкрикивают современныемракодумцы.

Убеждён, что планы «по возрождению села» не только в государственных головах кипят, если ещё там осталось место для такого кипения. И сами жители сельской местности думают, как бы им свою жизнь обустроить. И не только думают, но и обустраивают, живут.

Благодаря им – живы и мы.

И мы в долгу перед ними. В долгу перед русской деревней.

 

С поклоном земным,

председатель президиума общественного регионального фонда «Возрождение Тобольска»

Аркадий Елфимов


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"