На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Информация  
Версия для печати

На Юбилей Московского университета

Сергиевские чтения

2 декабря в Московском университете прошли   XXXI   Сергиевские чтения. Традиции уже 16 лет, чтения   идут с одобрения ректората МГУ и по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия. На сей раз конференция была посвящена 250-летию университета.

История университета как бы сфокусировала, вобрала в себя историю России за эти 250 лет. Какие имена, какие события, величайшие открытия русской науки, какие взлеты свободной русской мысли…

Императрица Елизавета Петровна, граф Иван Иванович Шувалов, ученый Михайло Васильевич Ломоносов. Три этих имени святы для всех обитателей университета, «во все роды». Есть у Пушкина замечательное стихотворение «Отрок», где начертан облик М.В. Ломоносова:

Невод рыбак расстилал по брегу пустынного моря;

Мальчик отцу помогал. Отрок, оставь рыбака!

Мрежи иные тебя ожидают, иные заботы:

Будешь умы уловлять, будешь помощник царям.

Пушкин вернее других взял суть этой могучей натуры. Кто же он? Да апостол Христов! Так, именно так, Господь призывал Андрея и брата его Симона, называемого Петром, Иакова Зеведеева и брата его Иоанна (Мк. 1, 16-20). И так же, как они, мальчик, повинуясь гласу Божию, – Отрок, оставь рыбака! – оставляет поморские сети, идет вослед Призыву в Москву, чтобы стать «ловцом человеков». И стал…

Трудясь над учреждением Московского университета, М.В.Ломоносов писал графу И.И.Шувалову: «Главное мое основание, сообщенное Вашему Превосходительству, весьма помнить должно, чтобы план Университета служил во все будущие роды»(1754). Именно будущее России, ее народа занимало благородную мысль русского исполина.

Университет выстоял, выдержал вместе с Россией все удары нашей сложной исторической судьбы. Выдержит и сегодня, ибо и сегодня благородную мысль нашего ректора волнует будущее Отечества   – образование, наука, напряженно бьющийся пульс молодой жизни России.

В эти дни торжеств Московского университета мы отдаем дань нашей культуре, науке, нашей истории, нашим святыням… «Нравственное богатство народа наглядно исчисляется памятниками деяний на общее благо, памятями деятелей, внесших наибольшее количество добра в свое общество». Это мудрое замечание русского историка В.О.Ключевского (профессора Московского университета и Московской Духовной Академии) как нельзя лучше очерчивает нравственный облик наших ученых, нашего студенчества. Мы помним, помним и благодарим!

Именно памятные даты уходящего года стали предметом докладов, прозвучавших на XXXI Сергиевских чтениях, которые открылись сообщением доцента А.С.Новиковой «Мысли М.В.Ломоносова о церковнославянском языке». Докладчик отметила, что Ломоносов первым всерьез задумался о роли церковнославянского языка в русской культуре. И хотя он специально не занимался этим языком, но все же оставил ряд ценнейших замечаний о происхождении церковнославянского языка, его значении для развития литературных славянских языков и, прежде всего, русского. Ломоносов подчеркивал, что благодаря славянскому языку было обеспечено единство русского языка и русской культуры. Иерей Вадим Коржевский (храм Рождества Богородицы, г. Ростов Великий) рассказал о проблемах святоотеческой психологии и ее соотношении с современной российской психологической наукой, а также представил свою книгу «Пропедевтика аскетики. Компендиум православной святоотеческой психологии» (М.,2004). «Митрополит Сергий /Страгородский/ на Владимирской кафедре. К 60 – летию кончины» – так назывался доклад А.В.Торопова, выпускника Московского университета, а ныне преподавателя Свято-Феофановской Духовной Семинарии (г. Владимир).Владыка Сергий возглавлял Владимирскую кафедру в очень сложное время, с 1917 по 1922 г.; с его именем были связаны важнейшие события церковной жизни, в частности, успешное противодействие прихожан владимирских храмов кампании безбожных властей по осквернению православных святынь. Именно митрополит Сергий возвел в епископский сан архимандрита Афанасия /Сахарова/ , настоятеля Богородице – Рождественского монастыря, замечательного подвижника Православия XX в. Накануне великого праздника русской науки напомним, что и митрополит Сергий был служителем отечественного просвещения: до революции он состоял профессором Санкт-Петербургской Духовной Академии, внес весомый вклад в русское богословие – широко известен его основательный труд «Православное учение о спасении», который уже в наше время (1991) был переиздан другим замечательным просветителем и подвижником митрополитом Питиримом. Митрополит Питирим был другом Московского университета, любил Сергиевские чтения, неоднократно принимал в них участие. Памятное слово о Высокопреосвященнейшем Питириме, митрополите Волоколамском и Юрьевском (†2003) произнес архимандрит Платон /Игумнов/, профессор Московской Духовной Академии. В свое время владыка Питирим преподавал в Академии, и, говоря о нем, о. Платон подчеркнул, что Высокопреосвященнейший Питирим был величиной несравненно большей, чем просто профессор – для Академии он был живым преданием. Докладчик рассказал о жизненном пути и преподавательской деятельности митрополита. О. Платон слушал курсы лекций владыки. Благодарный воспитанник не забыл своего учителя: в 4 номере Богословских трудов МДА за 2004 г. опубликованы воспоминания архимандрита Платона о митрополите Питириме. Протоиерей Артемий Владимиров (в прошлом выпускник Московского университета), настоятель храма Всех святых в Красном Селе, сказал слово на 100-летие священномученика цесаревича Алексия. В память о нем по всей Руси уже воздвигаются престолы и храмы. В своем вдохновенном рассказе о. Артемий напомнил о драгоценных чертах царственного отрока: в лике его отразился прекрасный скорбный лик России. «В душе этого ребенка не заложено ни одной скверной или порочной черты; душа его – самая добрая почва для всех добрых семян; если суметь их насадить и взрастить, то Русская земля получит не только прекрасного умного Государя, но и прекрасного человека», – так говорил г-н Жильяр, воспитатель наследника. «Когда я буду царем, не будет бедных и несчастных. Я хочу, чтобы все был счастливы», – так говорил цесаревич Алексий. Н.В.Масленникова в своем сообщении обозначила целый ряд знаменательных дат 2004 г.: 190-летие великого М.Ю.Лермонтова (напомним, что поет с 1828 по 1830 учился в Московском университетском благородном пансионе, а с сентября 1830 по июнь 1832 являлся студентом Московского университета), 95-летие кончины выдающегося русского историка И.Е.Забелина, 140-летие со дня рождения преподобномученицы вел.кн. Елизаветы Феодоровны; 175-летие со дня рождения св. праведного Иоанна Кронштадтского и 110-летие кончины императора-миротворца Александра   III Александровича. Чудесным образом, промыслительно переплелись судьбы этих двух людей: именно о. Иоанн 20 октября 1894 г. отпевал Государя в Крестовоздвиженской церкви Ливадийского дворца, на следующий день он здесь же принимал присягу цесаревича-наследника Николая Александровича на верность Российскому престолу, а затем была миропомазана принцесса Алиса Гессенская, невеста наследника, с наречением ей имени Александровны Феодоровны. Последняя Литургия   в присутствии царской семьи прошла в этом храме 12/25 июня 1914 г. В этом же году, 90 лет назад, началась Великая война, которая унесла жизни 2.5 млн. русских воинов. Ушли на фронт и пять великих князей братьев Константиновичей. Немного совершил Олег Константинович за свои 22 года, но успел начать дело великое: выпускник Императорского Лицея, в год столетия оного, великий князь задумал факсимильное издание всех рукописей Пушкина. В 1912 г. появился первый выпуск. 29 сентября 1914 г. князь Олег Константинович погиб. Так уходили молодые благородные таланты России. Так приносили свои жизни на алтарь Отечества и студенты Московского университета, которые в 1914 г. шли на фронт прямо из «широких коридоров здания, что на Моховой». В их сердцах словно звучал завет пушкинской старицы-пророчицы молодому витязю:

Уберися честно ранами,

Ты омойся алой кровию…

Так призывала Россия! Имена их Ты, Господи, веси…Но мы помним их подвиг, помним и благодарим…С началом междуусобной брани многие студенты Московского университета стали в ряды Добровольческих армий, судьбы их сложились по-разному: некоторые так больше никогда   и не увидели Родины. В память о них было прочитано автобиографическое стихотворение «Пулеметчик   Сибирского правительства» русского поэта-беженца Бориса Волкова, тогда, в 1914, студента юридического факультета Московского университета.

В уходящем году отмечались еще две памятные даты: 200-летие А.С.Хомякова, слушателя Московского университета, и 100-летие кончины А.П.Чехова, выпускника медицинского факультета Московского университета. В мае 2004 г. в Литературном институте прошла Хомяковская конференция, с некоторыми материалами которой аудиторию познакомил поэт С.В.Чертков. В своем слове он, в частности, выразил справедливое пожелание более широкого распространения философских трудов русского мыслителя, включения в школьную программу яркого поэтического наследия Хомякова. 2004 г. UNESCO   объявила Чеховским годом, который был отмечен целым рядом конференций и в нашей стране, и за рубежом, посвященных творчеству А.П.Чехова «Чехов. Прощание с Крымом» – так назывался доклад известного журналиста Б.Л.Клещенко, президента Чеховского Сибирского фонда. Б.Л.Клешенко сама прошла долгий и тернистый путь писателя от Москвы до Сахалина. В своем докладе она раскрыла некоторые малоизвестные факты биографии Чехова, рассказала о его диссертации «Врачебное дело в России»; именно общественное служение А.П.Чехова стало предметом размышлений докладчика.

Писатель А.Н.Стрижев сделал сообщение о трудах основоположника отечественной этнографии, профессора Московского университета Ивана Михайловича Снегирева. Список публикаций ученого включает более 400 работ: основные его труды «Русские в своих пословицах» (1831), «Русские простонародные праздники и суеверные обряды» (1837), а также «Русские народные пословицы и притчи» (1848) не утратили своего познавательного интереса до сих пор. Известен И.М. Снегирев и как пытливый «ходебщик» к московским святыням, о которых он так ярко рассказывал на страницах русских газет и журналов. Сообщение докладчик иллюстрировал редкими свидетельствами. Добавим, что профессор Снегирев был ближайшим собеседником митрополита Филарета /Дроздова/. В.В.Нарциссов, хранитель музея П.В.Корина, познакомил слушателей с христианскими древностями Сирии, показал занимательный слайд-фильм о путешествии в земли пророков и праотцев. Л.К.Гаврюшина, научный сотрудник Института славяноведения и балканистики РАН, в прошлом выпускница кафедры славянской филологии МГУ, и А.В.Шадрин исполнили русские духовные стихи и Введенские ирмосы, ибо чтения проходили в канун праздника Введения Пресвятой Богородицы во храм. На конференции были показаны два документальных фильма замечательного режиссера, талантливого мастера С.Л. Зайцева: «Лики Отечества», рассказывающий о последних днях Российского Императорского флота, умиравшего в тунисской Бизерте: 29 октября 1924 г., 80 лет назад, с линейного корабля эскадры Св. Георгий Победоносец был спущен Андреевский флаг, и это означало конец Русского флота, рожденного императором Петром. Ныне флаг водворен в Казанском соборе Санкт-Петербурга. Фильм «Погибли за Францию» (призер XII Международного кинофорума «Золотой Витязь», Калуга, 2003), повествует о забытом Русском экспедиционном корпусе и о двух   Особых бригадах, сражавшихся во Франции в Первую мировую войну, о доблестных русских солдатах и офицерах, живших по велению чести, долга и совести. Оба фильма – драгоценные свидетельства прошлого, восстанавливающие историческую память народа, ибо только «преданья умной старины» открывают нашему взору духовные богатства России.

Каждый год, с 1990 г.,   в осеннем и весеннем семестрах в Московском университете, при обязательном участии преподавателей Московской Духовной Академии (ибо традиции сотрудничества светской и духовной школы в России очень давние и плодотворные), проходят Сергиевские чтения, смысл и цель которых – сохранение исторической памяти России. Университет, как и 250 лет назад, остается средоточием русской науки,   просвещения, нравственности, культуры. 

Руководитель программы «Сергиевские чтения» Н. В. Масленникова


 
Ссылки по теме:
 

  • 20 декабря 2001 г. в Москве пройдут традиционные Сергиевские чтения

  •  
    Поиск Искомое.ru

    Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"