На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Информация  
Версия для печати

Любовь и смерть Петра Великого...

О спектакле "Любовь и смерть. Смерть и любовь" Санкт-Петербургского драм. театра "Патриот"

Спектакль "Любовь и смерть. Смерть и любовь" Санкт-Петербургского драматического театра "Патриот", который москвичи сумели увидеть 9 апреля в ЦДСА им. Фрунзе, рассказывает о последних часах жизни императора Петра Великого, когда вспоминается ему вся минувшая жизнь и многие свершения и поступки проходят переоценку, теперь уже не только по принципу целесообразности и выгоды, но с нравственной точки зрения.

И нелегко приходится сейчас великому императору, трудно найти оправдание...

— Бог не есть виновен! — говорит Петр (его роль исполняет в спектакле сам режиссер - Геннадий Егоров) — И я не виноват... Зрю я не то, что Алексей сейчас был, а что с него стало бы, когда меня не будет! Этого злодейства будущего и не мог я простить ему! За это злодейство грядущее и судил! За ради правды, за ради Отечества!

Но никакие казуистические уловки и ухищрения не помогают оправдаться ему, потому что оправдываться приходится и перед самим собой, и перед Богом. И сам себя и судит сейчас первый русский император, силою своего гения преобразивший Россию и из-за собственного сумасбродства, оставивший дело своей жизни и всю страну без достойного преемника.

Завораживает действие спектакля. События огромной по своему значению эпохи Петра Первого, спрессованные в двухчасовом отрезке сценического времени, завораживают своей динамикой. И в этой динамике — режиссерская оценка петровской эпохи, значение которой для будущего Российской империи не может быть однозначно оценено и сейчас, но которая — и это совершенно однозначно! — была невыносима для современного Петру русского человека, раздираемого, как на пытке, петровскими реформами.

Впрочем, раздирали эти реформы и самого Петра. Мы видим его в спектакле возвеличенным произведенными преобразованиями и раздавленным ими. Мы видим Петра, восстающего против своих деяний и утверждающих их до последнего своего дыхания... За несколько мгновений до того, как выпадет из его рук перо, уже перед разверзшейся могилой Петр кричит своей загадочной собеседнице:

— Знай, если это испытать хочешь, что царевича я сам и привел к гибели, каб он со щенком своим, Пиотрушке моему дорогу к трону не загораживал... И пытал я его с умом... Чтобы он сам в свои вины поверил, и на небе о них засвидетельствовал...

Роль Петра Первого в пьесе Николая Коняева «Любовь и смерть. Смерть и любовь» несомненная удача Геннадия Егорова. Не стандартен, не привычен сам подход к раскрытию образа Петра Первого. И в романах, и в кинофильмах, и в пьесах мы привыкли видеть нашего первого императора, окруженного толпою «птенцов Петровых», сонмищем врагов и друзей... Здесь же все камерно... Женщины Петра Великого... Главный герой вынесен в подзаголовок пьесы...

Но смотришь пьесу и понимаешь, что именно этот «камерный» подход адекватен пониманию Петра нашим временем. И сейчас, и в Петровскую эпоху, и в эпоху любого излома истории страны, женщины принимают на свои хрупкие плечи главную тяжесть реформ и перемен.

Блестящую актерскую работу продемонстрировала в спектакле заслуженная артистка России Татьяна Кудрявцева, исполняющая роли и Евдокии Лопухиной, и Анны Монс, и Екатерины Первой...

Трижды свершается преображение актрисы на сцене. Три таких непохожих друг на друга женских характера создает артистка...

— Ты такой меня видеть хотел, Петр Алексеевич? — спрашивает у Петра императрица Екатерина и эти слова становятся ключом к образу женщины Петра и образу самого Петра.

Силою своей царской воли и сумасбродства превращает Петр свою законную супругу, царицу Евдокию, в монахини, а портомойку Марту — в императрицу Екатерину...

И такое ощущение — оно рождается по ходу спектакля! — что ни один мужской образ не может быть раскрыт вернее и глубже, чем через женщин, окружающих этого человека.

Марина Дейнекина


 
Ссылки по теме:
 

  • Раздел "Новости, информация" православного каталога "Русское воскресение"
  • Раздел "Политика, экономика, общество" православного каталога "Русское воскресение"

  •  
    Поиск Искомое.ru

    Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"