На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Информация  
Версия для печати

Любовь и смерть Петра Великого...

О спектакле "Любовь и смерть. Смерть и любовь" Санкт-Петербургского драм. театра "Патриот"

Спектакль "Любовь и смерть. Смерть и любовь" Санкт-Петербургского драматического театра "Патриот", который москвичи сумели увидеть 9 апреля в ЦДСА им. Фрунзе, рассказывает о последних часах жизни императора Петра Великого, когда вспоминается ему вся минувшая жизнь и многие свершения и поступки проходят переоценку, теперь уже не только по принципу целесообразности и выгоды, но с нравственной точки зрения.

И нелегко приходится сейчас великому императору, трудно найти оправдание...

— Бог не есть виновен! — говорит Петр (его роль исполняет в спектакле сам режиссер - Геннадий Егоров) — И я не виноват... Зрю я не то, что Алексей сейчас был, а что с него стало бы, когда меня не будет! Этого злодейства будущего и не мог я простить ему! За это злодейство грядущее и судил! За ради правды, за ради Отечества!

Но никакие казуистические уловки и ухищрения не помогают оправдаться ему, потому что оправдываться приходится и перед самим собой, и перед Богом. И сам себя и судит сейчас первый русский император, силою своего гения преобразивший Россию и из-за собственного сумасбродства, оставивший дело своей жизни и всю страну без достойного преемника.

Завораживает действие спектакля. События огромной по своему значению эпохи Петра Первого, спрессованные в двухчасовом отрезке сценического времени, завораживают своей динамикой. И в этой динамике — режиссерская оценка петровской эпохи, значение которой для будущего Российской империи не может быть однозначно оценено и сейчас, но которая — и это совершенно однозначно! — была невыносима для современного Петру русского человека, раздираемого, как на пытке, петровскими реформами.

Впрочем, раздирали эти реформы и самого Петра. Мы видим его в спектакле возвеличенным произведенными преобразованиями и раздавленным ими. Мы видим Петра, восстающего против своих деяний и утверждающих их до последнего своего дыхания... За несколько мгновений до того, как выпадет из его рук перо, уже перед разверзшейся могилой Петр кричит своей загадочной собеседнице:

— Знай, если это испытать хочешь, что царевича я сам и привел к гибели, каб он со щенком своим, Пиотрушке моему дорогу к трону не загораживал... И пытал я его с умом... Чтобы он сам в свои вины поверил, и на небе о них засвидетельствовал...

Роль Петра Первого в пьесе Николая Коняева «Любовь и смерть. Смерть и любовь» несомненная удача Геннадия Егорова. Не стандартен, не привычен сам подход к раскрытию образа Петра Первого. И в романах, и в кинофильмах, и в пьесах мы привыкли видеть нашего первого императора, окруженного толпою «птенцов Петровых», сонмищем врагов и друзей... Здесь же все камерно... Женщины Петра Великого... Главный герой вынесен в подзаголовок пьесы...

Но смотришь пьесу и понимаешь, что именно этот «камерный» подход адекватен пониманию Петра нашим временем. И сейчас, и в Петровскую эпоху, и в эпоху любого излома истории страны, женщины принимают на свои хрупкие плечи главную тяжесть реформ и перемен.

Блестящую актерскую работу продемонстрировала в спектакле заслуженная артистка России Татьяна Кудрявцева, исполняющая роли и Евдокии Лопухиной, и Анны Монс, и Екатерины Первой...

Трижды свершается преображение актрисы на сцене. Три таких непохожих друг на друга женских характера создает артистка...

— Ты такой меня видеть хотел, Петр Алексеевич? — спрашивает у Петра императрица Екатерина и эти слова становятся ключом к образу женщины Петра и образу самого Петра.

Силою своей царской воли и сумасбродства превращает Петр свою законную супругу, царицу Евдокию, в монахини, а портомойку Марту — в императрицу Екатерину...

И такое ощущение — оно рождается по ходу спектакля! — что ни один мужской образ не может быть раскрыт вернее и глубже, чем через женщин, окружающих этого человека.

Марина Дейнекина


 
Ссылки по теме:
 

  • Раздел "Новости, информация" православного каталога "Русское воскресение"
  • Раздел "Политика, экономика, общество" православного каталога "Русское воскресение"

  •  
    Поиск Искомое.ru

    Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"