На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Информация  
Версия для печати

Быть русским — это жить по совести!

О деятельности ВРНС, о современной отечественной литературе и о том, что значит для него быть русским, сказал Сергей Котькало в беседе с корреспондентом «Православного слова Сибири»

Корр.: Сергей Иванович, вы стояли у истоков создания Всемирного Русского Народного Собора. Что подтолкнуло вас и тех, кто был с вами, на его создание?

С. Котькало: В то время — а это была весна 1993 года — страна была будто разорвана в клочья. Запах пороха, казалось, уже витал в воздухе, чувствовались неизбежность стрельбы, войны, полного краха. И люди искали пути выхода из этой ситуации. До нас были подобные организации — Русский Собор, Славянский Собор. Но все они уходили в некий политический или национальный крен, что не собирало народ, а лишь отторгало.

В некоторый момент группа представителей Церкви и светских людей, академики Никита Николаевич Моисеев, Никита Ильич Толстой, Олег Николаевич Трубачев, писатели Валерий Ганичев, Олег Волков, Сергей Лыкошин, Эдуард Володин, Эрнест Сафонов, Юрий Лощиц, Владимир Солоухин, скульптор Вячеслав Клыков, художник Илья Глазунов и многие другие, пришли к пониманию о необходимости создания некой гражданской платформы для дискуссий, где бы участвовали представители всех спектров общественной жизни, желающие помочь своей стране... Вот тогда и прозвучала сакраментальная фраза тогда еще митрополита Смоленского и Калининградского, будущего Патриарха Кирилла: «Давайте попробуем».

Когда мы начинали в девяностые годы, словосочетание «русская реальность» считалось в лучшем случае ругательным, а в худшем — запрещённым. Слова «патриот» и «русский» тоже были едва ли не ругательными. А сегодня у нас все патриоты. И я иногда говорю своим визави: «Я уже как бы и не патриот. Потому что всякая сволочь теперь патриот».

Политические партии не ставят своей целью сбережение нации в широком смысле этого слова, их цель — решение узких, конкретных задач.

Цели Собора шире, например, — сближение наций. Сегодня мы очень нуждаемся в этом.

Это был путь проб и ошибок, который, тем не менее, оказался довольно продуктивным. 25 лет — это очень большой срок, но Собор всё ещё существует и ведёт активную работу. Например, восстановление храма Христа Спасителя в Москве — это тоже было соборное движение. Самые разные люди включались в этот процесс, и в результате в 1994 году началось восстановление храма, а в 2000-м в нём прошла первая соборная встреча.

Сегодня мы посмотрели ролик «Что такое быть русским». А что для вас значит быть русским?

— Для меня быть русским — это оставаться самим собой, не желать другому того, чего не желаешь себе, жить по совести, делать добро, помнить историю и традиции своего народа. Ну и, конечно, базисной ценностью русского человека является православная вера.

А атеист не может быть русским человеком?

— На эту тему я могу рассказать одну историю. Лет 30 назад сидели у нас в редакции священник отец Димитрий Дудко и хороший поэт Борис Примеров, который был крайне честным и совестливым человеком. Мы пили чай, разговаривали, и невзначай поэт упомянул, что он атеист. На это отец Димитрий ответил:

«Ну какой же ты атеист, Боря? Русский человек не может быть атеистом».

Да, если у человека есть совесть — то он уже не атеист. А то, что он ещё не воцерковился, особой роли не играет. Просто эти люди ещё не вышли на церковную дорогу.

Сергей Иванович, что вы можете сказать о современной русской литературе? В каком она состоянии, в каком направлении движется?

— Литература движется всегда. Пока существует письменный язык, существует и литература, потому что главное её предназначение — сохранение языка. Сейчас мы находимся на очередном переходном отрезке, когда обновляется язык и меняется сама цивилизация, соответственно меняется писательское мироощущение.

Современная русская литература находится не в столь плохом состоянии, как принято считать, хоть и не в столь хорошем, как хотелось бы. Другое дело, что развитие современных технологий, всеобщая грамотность, возможность с детства «напитываться» кино и книгами позволяет стать писателем практически кому угодно.

Раньше нужно было писать от руки, потом перепечатывать на машинке, а если допустил ошибку, — переписывать весь лист. А сейчас, когда у всех есть компьютеры, писать стало легко, и эта лёгкость отношения, к слову, даёт свои минусы.

- Компьютеры плодят графоманов?

- Они облегчают им жизнь. Тем не менее любой талант — от Бога, поэтому хороших и талантливых людей меньше не становится.

Есть и о чём писать. Например, война на Донбассе дала очень много художественного материала для современной прозы и поэзии. Многое дал период девяностых годов, продолжают писать о временах Великой Отечественной. Был, например, такой замечательный молодой писатель, к сожалению, трагически погибший — Дмитрий Рогачёв. Он написал роман «Москва — Сталинград», о матче московского «Спартака» и сталинградского «Динамо», состоявшемся 1 мая 1943 года. Матч проходил в разрушенном, не до конца ещё разминированном Сталинграде. Автору прекрасно удалось передать всю атмосферу того времени, той надежды, которая появилась в людях после освобождения города.

Литератор должен обладать талантом, поэтому действительно хороших писателей в любое время было немного. Писатель не может определить время своего существования в литературе, но он может его сократить, если не будет понимать, что, для кого и зачем он пишет.

- Насколько важна духовная тема в современной художественной литературе?

- Я считаю, что литература не должна подразделяться на православную и неправославную. Если она хорошая, то она обязательно нравственная, христианская. Когда я посмотрел фильм Павла Лунгина «Остров», мне он крайне не понравился. На вопрос коллеги, почему именно не понравился: я привёл в пример фильм Сергея Бондарчука «Судьба человека». В последнем нет почти ничего о Боге, но в нём показана такая чистота помыслов, совесть, верность главного героя. А в «Острове» всё наоборот — речь идёт о православных монахах, но весь сюжет пронизан предательством, завистью и обманом. Фильм поднял много шума, но про него быстро забыли, а «Судьбу человека» смотрят до сих пор. А снята она по рассказу Михаила Шолохова... Рассказ, но в нём есть всё. Вот что значит — настоящий художник!

Было много достойных писателей и в советской эпохе, в чьих книгах были чистота помыслов, доброта, хороший слог, музыка... В них была христианская мораль. Говорилось и о Боге, и о Церкви — без липкой слащавости и заискивания, и эта литература была даже более православной, чем сейчас пишут.

Проблема многих современных писателей в том, что они выбирают лёгкий путь, пишут по шаблону и их произведения мало чем отличаются друг от друга — за редкими исключениями.

Почему до сих пор интересно читать того же Пушкина или Лескова? — Потому, что у них всё естественно, ты читаешь — и чувствуешь себя живущим в той эпохе. Вот что действительно важно.

 

*Газета «Православное слово Сибири».

Беседовал Василий Варламов


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"