На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Колонка комментатора  
Версия для печати

Героизм и созидание — вне стандартов

Будущие «патриотические» учебники не отличаются от учебников, выпущенных на деньги Сороса

Главная проблема всех современных учебных стандартов и учебников российской истории заключается не в недостатке казенного патриотизма, а в отсутствии единой методологической основы, государственной идеологии, которая отменяется конституцией, а заменяется демагогией. Отказ от нее привел совсем не к желаемому плюрализму мнений, но к настоящей методологической шизофрении в обществоведении. И «патриотические» учебники (в том числе будущий «единый») в этом плане мало чем отличаются от учебников, выпущенных на деньги Сороса.

Взглянем еще раз на Историко-культурный стандарт, на базе которого и должен разрабатываться тот самый обещанный президентом Путиным учебник. Он являет собой странную и даже умилительную в глупости своей смесь благих пожеланий и навязанных либеральных шаблонов. В преамбуле сказано:

«1. Изложение материала в учебнике должно формировать у учащихся ценностные ориентации, направленные на воспитание патриотизма, гражданственности и межнациональной толерантности. При этом изложение исторического материала не следует «мельчить», перегружать школьников обилием цифр, второстепенными именами, незначительными событиями.

2. Патриотическая основа исторического изложения имеет цель воспитать у молодого поколения чувство гордости за свою страну, за ее роль в мировой истории с одновременным пониманием, что в историческом прошлом России были и огромные достижения и успехи, но также и ошибки и просчеты».

Вот с последней задачей («одновременным пониманием») справились как всегда успешно, а со всеми другими декларациями – дело швах. Возьмем начало раздела про 1930-е годы:

«Повседневность 1930-х годов. Снижение уровня доходов населения по сравнению с периодом нэпа. Потребление и рынок. Деньги, карточки и очереди. Из деревни в город: последствия массовой миграции населения. Жилищная проблема. Барачная повседневность».

Какая же постылая унылость и серость… А в реальности 80 лет назад: 1933 год – Первый съезд колхозников и введение в строй Челябинского тракторного завода, полярная экспедиция О.Ю. Шмидта и запуск Уралмаша, проведение первой Всесоюзной конференции по атомному ядру с участием Ф. Жолио-Кюри и постановка А. Таировым «Оптимистической трагедии» Вс. Вишневского. Какие разноплановы свершения и деяния! Какой подъем патриотизма и всей страны! Да, жили в бараках, но разве сегодня дворцы – подмосковные версали Миллера, Шувалова, Аликперова – могут родить нечто подобное? Где ж тут хоть отзвук патриотизма и гордости за историю державы?

А вот уже наша новейшая история – время моего становления как гражданина:

1965 г. – начало реформы А.Н. Косыгина/

1965 г. – Дело писателей А.Д. Синявского и Ю.М. Даниэля (да зачем это «мельчение» и навязывание второстепенных имен школьникам, когда родители-то их забыли?! – А.Б.).  

1968 г. – «Пражская весна» и ввод войск стран ОВД в Чехословакию.

А что же пропущено? …Не упоминается, например, создание телецентра «Останкино» и возведение самой высокой в мире телебашни, которая, кстати, носила первое название Общесоюзная радиотелевизионная передающая станция им. 50-летия Октября. Ведь именно эта башня разносит лицемерные речи президента и вдалбливает либеральную «повседневность» авторов.

Великая отечественная война дана скупо, широкими мазками (Московская битва за полтора года, да и всё), правда, сохранили хоть два героических имени З. Космодемьянской и А. Матросова. А где, скажем, 28 панфиловцев и политрук Клочков среди главных понятий и имен. Это же народная легенда почище 300 спартанцев. Доказал это сам народ.

Малоизвестная питерская независимая студия решила снять фильм о подвиге 28 героев-панфиловцев. Сюжет известен всем: ноябрь 1941 года, танки вермахта рвутся к Москве, но на их пути встает 4-я рота 2-го батальона 1075-го полка 316-й Панфиловской стрелковой дивизии – и останавливает наступление немецкого танкового батальона. Я не раз на этих страницах выступал против мнимых «разоблачителей подвига», которые воспользовались фактическими ошибками журналиста, документальной неразберихой тех трагических дней и зачеркнули саму неравную схватку. Но честные волоколамские краеведы и русские литераторы, хоть раз побывавшие тут, знают, что бой был и подвиг совершался именно здесь, у разъезда Дубосеково, где разгружаемые фашистские танки шли прямо по железнодорожному полотну и рвались к Волоколамскому шоссе. 

Творческая группа предприняла ряд нестандартных для современного отечественного кино ходов. Во-первых, фильм было решено снимать строго по канонической версии подвига (без реверансов в сторону постсоветских «разоблачителей», обнаруживших, что панфиловцев было не 28, а 120 и что один из солдат, поначалу включенных в число павших героев, на деле выжил и, попав в плен к немцам, недолго работал на них в родном селе).

На вопрос, «будет ли в фильме представлена кровавая гэбня, пьяные заградотряды (кстати, под Москвой они были только у немцев – приказ «Ни шагу назад!» появился у нас куда позже!), одна винтовка на троих и т.п.» – от продюсера проекта поступил резкий и конкретный ответ: «Нет. Фильм будет о героическом подвиге советских бойцов. И герои будут героями!»

Сценарий и раскадровка были готовы уже в 2009 году. Но денег на съемки у государства или у частных инвесторов студии, как и положено для такой версии, найти не удалось, поскольку всех резко напугала плачевная судьба михалковской эпопеи про предстояние и цитадель, снятой на потребу Западу и пролетевшей со свистом. Поэтому, когда на начало съемок потребовалась сумма хотя бы в 300 тысяч рублей, студия объявила сбор средств у пользователей интернета. Это было 15 июня. Начальные 300 тысяч творческая группа надеялась собрать за месяц.

Но уже через четыре дня, к 19 июня, пользователи выдали студии больше миллиона рублей. На момент написания этой статьи сумма приближается к 3 миллионам! Общий бюджет фильма будет порядка 60 миллионов рублей – студия надеется, опираясь на энтузиазм жертвователей, привлечь какие-нибудь инвестиции покрупнее. Тем не менее, обычные граждане уже объявили о том, что попытаются «наскрести» эту сумму самостоятельно.

...Вот он, подлинный триумф кинематографа в те дни, когда Депардье прятался от жары, а г-н Михалков жарко обнимался с Питтом в рамках Московского кинофестиваля. Русские люди неожиданно продемонстрировали такое волеизъявление, о котором киномонстры всего мира могут только мечтать: они хотят массовую культуру повернуть к массовому сознанию на свои деньги! Наше министерство культуры, замминистра Иван Демидов (кстати, где он на экранах, на полосах газет, какие строит планы по развитию кинематографа?) был назначен в команду Мединского первым, давно сменив черные очки ведущего «Музобоза» на чиновничий черный лимузин. И что? Где его комментарии, оценки «европейского тренда» кинофестиваля с креном в однополую любовь, восторги по поводу 28 панфиловцев? Поразительный пофигизм и непрофессионализм!

Вот как была сформулирована главная идея фильма. «Подвиг 28 героев-панфиловцев стал одним из ярчайших символов битвы за Москву. Слова политрука Клочкова «велика Россия, а отступать некуда: позади Москва» можно было встретить почти в каждом музее войны. Дети в школах узнавали про битву у Дубосеково раньше, чем начинали изучать историю. Текст о панфиловцах был в учебнике «Родная речь» для начальных классов, и по этому тексту детей учили читать. ...Но все это, впрочем, не помешало подвиг развенчать. И вот сегодня любой подросток, набрав в Google «28 панфиловцев», получит изобилующую «фактами» информацию о том, как и для чего был придуман миф о 28 солдатах, остановивших немецкие танки. Создатели фильма надеются вернуть народную легенду.

Теплится надежда, что это станет уроком и для министерства культуры, которое существует на наши налоги: вдруг да осознает, что его задача – поддержка вот таких фильмов, а не «Штрафбатов», ну и создатели единого учебника имени В. Путина сделают какие-то выводы. Хотя, судя по бескрылым стандартам с занудным копанием в «ошибках и просчетах», мнение народа, породившего столько героев и созидателей, их интересует меньше всего. Вот про Синявского с Даниэлем написать – хлебом не корми!

Александр Бобров


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"