На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Колонка комментатора  
Версия для печати

Фирменный стиль

Беспомощность или саботаж?

Прямое задание президента Путина, не однажды озвученное под вспышки камер и шорох блокнотов, явно сорвал непотопляемый министр образования Ливанов, который на днях заявил: «У нас единого учебника истории, скорее всего, не будет…»  Что же это за управление страной и ведомствами? Ведь было ясное  поручение от президента еще весной: «О подготовке единых учебников по истории России для средней школы».

Полыхнула Украина, идет яростная информационная война, здоровые силы общества пытаются соединиться на бесспорных ценностях и исторических примерах, кричат о военно-патриотическом воспитании. А министр произносит с ленцой: «Не-а, не ждите». В марте прошлого года сам Ливанов поспешно утверждал, что такой учебник появится… к сентябрю нынешнего года.  После этого фанфаронства мы теперь услышали, что учебника не будет вовсе. А когда в ответ посыпались обвинения минобразования в неисполнении задания президента и даже в саботаже, начались сомнительные игры в толкование слова «единый». Пресс-секретарь министра А. Усачёва заявила: «Странно, что некоторые СМИ не видят разницы между понятиями «единой книги» и «единой концепции» истории. Разумеется, министр говорил, что учебники будут разработаны на базе единого стандарта».

«А где стандарт, ливановцы?» – вскричали СМИ. Получается, что граждане «разницы не видят», а известна она лишь чиновникам из минобрнауки. Только не надо ерничать и рассказывать «неразумным» гражданам об их якобы мечтах о единственном толстенном фолианте, по которому должны учиться все классы. Что вы вкладываете в понятие «линейка учебников»? Сколько учебников для десятого, например, класса будет ходить по стране? Единый, как надеялось большинство после предложения президента, или «линейка» из ста учебников, как было недавно, когда в разных школах изу­чали разную историю страны?

Министр не выполняет многих обещаний. Это его фирменный стиль! Первого сентября он обрадовал родителей, уверив их, что «никаких изменений в законодательстве и нормативах финансирования учебных заведений нет… Школы достаточно финансируются, и вводить плату за продленку никаких оснований нет». Ему поаплодировали, а уже второго сентября родителям во многих школах предложили за продленку заплатить...

Ну а всем, кто требует огласить стандарты, которые составят основу веера учебников, напомню главный  Историко-культурный стандарт, на базе которого и должен был разрабатываться тот самый обещанный президентом Путиным учебник. Он являет собой странную и даже умилительную смесь благих пожеланий и навязанных либеральных шаблонов. В преамбуле сказано:

«1. Изложение материала в учебнике должно формировать у учащихся ценностные ориентации, направленные на воспитание патриотизма, гражданственности и межнациональной толерантности. При этом изложение исторического материала не следует «мельчить», перегружать школьников обилием цифр, второстепенными именами, незначительными событиями.

2. Патриотическая основа исторического изложения имеет цель воспитать у молодого поколения чувство гордости за свою страну, за ее роль в мировой истории с одновременным пониманием, что в историческом прошлом России были и огромные достижения, и успехи, но также и ошибки, и просчеты».

Вот с последней задачей («одновременным пониманием») справились, как всегда, успешно, а со всеми другими декларациями – дело швах. Возьмем начало раздела про 1930-е годы:

«Повседневность 1930-х годов. Снижение уровня доходов населения по сравнению с периодом нэпа. Потребление и рынок. Деньги, карточки и очереди. Из деревни в город: последствия массовой миграции населения. Жилищная проблема. Барачная повседневность».

Какая же постылая унылость и серость... Как  же мы готовились к войне, ковали мощь державы? Ведь в реальности: 1933 год – Первый съезд колхозников и введение в строй Челябинского тракторного завода, полярная экспедиция О.Ю. Шмидта и запуск Уралмаша, проведение первой Всесоюзной конференции по атомному ядру с участием Ф. Жолио-Кюри и постановка А. Таировым «Оптимистической трагедии» Вс. Вишневского. Какие разноплановые свершения и деяния! Какой подъем патриотизма и всей страны! Да, жили в бараках, но разве сегодня дворцы – подмосковные версали Миллера, Шувалова, Аликперова – могут родить нечто подобное? Где ж тут хоть отзвук патриотизма и гордости за историю державы?

А вот другая страница истории – время моего становления как гражданина:

1965 г. – начало реформы А.Н. Косыгина.

1965 г. – Дело писателей А.Д. Синявского и Ю.М. Даниэля. (Да зачем это «мельчение» и навязывание второстепенных имен школьникам, когда родители-то их забыли! – А.Б.)

Зато умалчивается: в этом же, 1965 году вручалась Нобелевская премия Михаилу Шолохову с ясной концептуальной  формулировкой: «За художественную силу и целостность, с которой он отобразил в своем донском эпосе историческую фазу в жизни русского народа». Какая сила и внятность  даже в определении!

А ведь и на единый учебник по литературе на заседании Общественной палаты замахнулись. О, тут нам такие стандарты ливановцы выдадут. Все они, например, поклонники Бродского, а тот прямо писал о великом явлении – поэзии фронтового поколения: «Существует, конечно, поколение так называемых военных поэтов, начиная с полного ничтожества – Сергея Орлова, царство ему небесное. Или какого-нибудь там Межирова – сопли, не лезущие ни в какие ворота. Все эти константины симоновы и сурковы (царство обоим небесное – которое они, боюсь, не увидят)…» Вот как судил – не только стихами, но и душами распоряжался. Он, кстати, и Жукова в ад отправил.

Если мы в нынешних условиях, в предгрозье новых битв, не возвысим, не защитим, не передадим юным общие святыни, то у России будущего нет. Без ценностной основы не может существовать ни одно общество. Есть система ценностей, мифов, верований – есть нация. Разрушение этой системы – развал великой и такой разной страны.

Александр Бобров


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"