На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Колонка комментатора  
Версия для печати

Всяк старается розу сорвать

Голоса России

Недавно в Союзе писателей России Марина Ганичева шуткой так произнесла:
– Ванечка (это про меня) уже лет пять пишет книгу про русскую песню, про русских певиц. Дождемся ли? Он и Валерию Николаевичу Ганичеву обещал ее быстро закончить.
Я тогда смолчал, а что тут скажешь – Марина права. Не мог я тогда ответить: да, книга сложилась, она уже есть, написана, но тема ее такова, что очень часто появляются новые факты и подробности, без которых, по моему мнению, короткие и продолжительные записки о людях, посвятивших народной песне свои жизни, будут неполными. Вот и получается: рукопись книги постоянно пополняется. Пополняется новыми именами, новыми фактами.

Ну, а как расценить вчерашний наш разговор с Ольгой Николаевой, директором Государственного ансамбля "Русская душа", дочерью народной артистки России Людмилы Николаевой? Разве можно, рассказывая о русской песне, пройти мимо истории создания и ухода в народ теперь уже всеми любимой "На старинном Варшавском вокзале"?

До Людмилы Николаевой никто на нашей эстраде, и сегодняшней, и прежней – плевицко-руслановской, эту песню не пел. А напел ее певице в тесной компании Виктор Степанович Черномырдин. Он взял в руки гармошку, как-то по-особенному лукаво подмигнул Люде и запел:

На столичном Варшавском вокзале

Станционный гудок прогудел...

И Черномырдин вместе с супругой не столько пропели, сколько рассказали судьбу обманутой в любви девушки. Рассказали так, как сами ее услышали – с намеками, с не совсем корректными словечками и выражениями.

Для тесной компании, скорее всего, эта песня бы подходила, но Людмила Николаева и тогдашний музыкальный руководитель ансамбля Володя Гришин просто влюбились и в историю, и в мелодию. И у певицы, и у баяниста одновременно появилось желание не расставаться с песней, напетой Председателем Правительства России.

А через несколько дней Владимир Гришин пришел на репетицию коллектива и наиграл свою аранжировку "Варшавского вокзала", да так, что не известная до селе песня упрямо легла на сердце Людмилы и музыкантов и не отпускала.

Потом Людмила Николаева уехала на родину, к маме – к Антонине Васильевна Березиной, в рязанскую деревню Марково. Там, в один из вечеров дочка напела маме черномырдинскую балладу о трагической любви девушку к молодому офицерику. Напела так, какой ее услышала.

Мама ничего дочери не сказала, а только покачала головой: не гоже с такими намеками на людях это петь, и затихла.

Антонина Васильевна выросла и прожила в окских раздольях, рядом с народными песнями. Она их любила, и они отвечали ей любовью.

Это сколько же песенных судеб прожила мать! Сколько же народной литературы, искренней и сердечной, не замаранной лихими словами, она пропустила через себя, потому дня через два, сумерничая с дочерью, Антонина Васильевна произнесла:

– Давай, Люся, еще разочек твой столичный вокзал.

А после того, как песня прозвучала, вступила Антонина Васильевна:

Когда роза в саду расцветает,

Всяк старается розу сорвать.

Когда роза в саду засыхает,

Всяк старается розу стоптать.

И крестьянка, пропустив через свое сердце очередную песенную жизнь, наполнила музыкальную историю новым смыслом, а еще теплом, а еще жалостью, а еще любовью, а еще необыкновенным рязанским словом – всяк, стоптать.
Именно эту мамину историю впервые спела народная артистка России Людмила Николаева на своем сольном концерте в ГЦКЗ «Россия» в 1998 году. И песня сразу же пошла в народ, стала любимой, стала народной. А у ней есть авторы: автор идеи Виктор Степанович Черномырдин, автор музыки Владимир Гришин, автор стихов Антонина Васильевна Березина.

Ее окрестили кто городским романсом, кто балладой, но главное ее звание – народная песня.

Ее в след за Людмилой Николаевой запели солисты, хоровые коллективы, профессиональные и самодеятельные...

Вот такую историю поведала мне Ольга Николаева. Разве возможно это не включить в свою будущую книгу о русских певицах и русской песне?

Иван Чуркин (Саров)


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"