На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Колонка комментатора  
Версия для печати

Пойте, гусли, гусли звонкие

Молодые музыканты России

Предвижу вопрос: а не слишком ли рано я говорю сегодня о молодом музыканте Дмитрии Милове? Ему всего-то двадцать три, его музыкальная жизнь только-только начинается.

Отвечаю: не думаю, что рано, ведь жизнь музыканта начинается с того самого дня, когда он впервые, не зная ни одной ноты и что с ней делать, взял в руки музыкальный инструмент или сел за рояль. Он же не просто из-за любопытства прикоснулся к струнам или клавишам – он этого хотел, осознанно или скрывая даже от самого себя необъяснимое желание.

Думаю, что именно так все начиналось и у Димы, обычного красногорского подмосковного мальчика. Обычного, да вот и не совсем обычного.

Так распорядилась судьба, что ему с самых ранних лет было уготовлено испытание – испытание на прочность и выносливость. Окажись на его месте другой – слабенький, хлюпенький, требующий к себе сочувствия и жалости, скорее всего, сломался бы, не стерпел, не вынес, а Дима наоборот – он понял, что только в собственной силе и выносливости его спасение, его завтрашний день.

И он мечтал о завтра, прислушиваясь и присматриваясь к настоящим людям, природе, голосам птиц, а когда впервые услышал, как поют гусли, понял: это не просто музыкальный инструмент, это настоящие друзья – не многословные, не громкие, а доверительные, способные понять тебя, поверить тебе и потаенно рассказать, что на душе у тебя. Не просто рассказать, а еще и понять.

Это потом уже, когда за плечами были годы успешной учебы в Химкинском музыкальном колледже, Дима понял, насколько сильны гусли – ими любую тоску-печаль выскажешь, с ними сильным будешь и стойким, не случайно же с древних времен гусли звончатые не столько кормильцами были, сколько преданными товарищами. Не просто так на Руси былины и сказки под гусли певались – они каждому слову головой кивали: верно сказано, ах, как верно про Илью ли Муромца, про Илюшу ли Поповича, про Коловрата ли, или про славного рязанца Добрыню Никитича. Сколько добрых, иногда трагичных, но всегда победных спето песен народом под гусли.

И что удивительно: гусли не позволяли человеку попусту бросать слова на ветер – они вот только что все народу рассказали, о чем ты думаешь, что тебя тревожит и что радует.

Именно этому научили Диму его дорогие сердцу гусли. Он одерживал победы на российских и международных конкурсах, получал награды, слушал в свой адрес хвалебные слова и принимал все спокойно, без лишних слов и гордости. Конечно, радовался. Конечно, довольствовался успехам своим, а стоило наклонить голову, бросить взгляд на гусли и понимал: все благодарности нужно отвесить именно им.

Этой осенью мне воочию посчастливилось слушать Дмитрия Милова на фестивале "Бородинская осень". Вспоминаю с улыбкой и гордостью, как после каждого выступления Димы с места вскакивал народный Михаил Иванович Ножкин и, найдя меня глазами, громко, на весь зал, спрашивал:

– Где ты его нашел? Где ты разыскал такого?

А Дима, скромно поглядывая на людей, только тихо и искренне улыбался. А когда его гусли на завершающем этапе фестиваля пропели "Многая Лета", люди замерли, а потом разразались благодарственными аплодисментами.

Поют Димины гусли, когда он солирует с Государственным академическим ансамблем "Россия" имени Л.Зыкиной, когда играет с родным ансамблем "Петровские гусляры". Народ любит оркестр русских народных инструментов "Россияне" ГУ МВД России по городу Москве, где Милов – солист оркестра. Одновременно с этим он приходит в класс московской детской музыкальной школы и учит мальчишек игре на гуслях. Не столько игре, сколько внимательному прислушиванию к родному своему музыкальному инструменту: гусли сами скажут, что им нужно от маленького искреннего сердца.

Да только ли маленького? Мне памятно, как приводили в трепет, волнение и радость гусли Городовской, Воронец – признанных мастеров-музыкантов, а если говорить о ярославне Вере Городовской, то рядом с ее именем заслуженно роднится только один эпитет – великая.

Дима не застал этих русских мастериц, но наверняка слышал и слушает их до сих пор. Зато ему несказанно повезло с Марией Викторовной Беляевой – гусляршей от Бога. У ней он постигал азы музыкальной науки и не расстается с ней по сей день – алмазные россыпи гусель Беляевой не канчаются, они падают в Димины руки и сердце каждый раз, когда ученик и педагог встречаются и начинают искать новые грани необыкновенного старинного и такого современного музыкального инструмента. Тем более, у обоих из них неуемные характеры.

А неуемный характер Димы диктует ему: не только он, но его сверстники, молодежь должны слышать гусли, в них бьется русская душа, потому Милов создал сейчас ансамбль, в котором необыкновенные голоса: гусли, балалайка, виолончель. Композиторы уже пишут для него музыку.

Так рано ли я говорю сегодня о молодом музыканте Дмитрии Милове?

Думаю, что как раз вовремя, потому как каждый день сейчас настойчиво диктует: Россия должна зачерпнуть пригоршню своего былого музыкального богатства, испить и вспомнить, кто мы, зачем мы, для чего мы.

Иван Чуркин (Саров)


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"