На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Литературная страница - Критика  

Версия для печати

Литерный эшелон

История одного стихотворения

Редкий человек не любит стихов о Великой Отечественной войне. У редкого не идёт по коже мороз и не катятся слёзы из глаз, когда заслышит песню «Вставай, страна огромная!». В дни празднования Великой Победы воздух словно наэлектризован воспоминаниями о легендарных событиях второй миро­вой войны. Говорят, они стали историей. Но не вполне правы те, кто так считает. История – это прошлое, а воспоминание о Великой Победе, я в том уверен, наше будущее. Иначе нет у России будущего! Не можем же мы смириться с мыслью о том, что стали дисциплинированным сырьевым придатком побеждённого нами Запада, в своё время приславшего нам очередного «культуртрегера» Гитлера, чтобы окультурить нас, диких славян? До сих нор ожесточённо спорят о количестве наших потерь в Великой Отечественной войне. Одни историки жонглируют преувеличенными цифрами, словно бы утверждая мысль о том, что победили мы врага числом, а не уменьем. Мол, мы намеревались поначалу самонадеянно закидать врагов шапками, а в итоге закидали собственным «пушечным мясом» по принципу «мы за ценой не постоим». Да вот ещё помог нам генерал Мороз, будь он неладен! А то бы пили мы все сегодня баварское пиво (а то мы его не пьём!), которое не в пример лучше жигулёвского!.. Другие историки, правда, более ответственны по отношению к цифрам наших человеческих потерь в Великой Отечественной. Покуда те и другие спорят, фронтовики уходят от нас. И всё меньше их – очевидцев и непосредственных участников войны! Вот уже и тыловые труженики приравнены к фронтовым окопникам, вот уже и появилось такое понятие, как «юбилейные фронтовики» – это те, которые до линии фронта не доехали в силу возраста или других обстоятельств. И в их арсенале только юбилейные-сувенирные медали, а не боевые, кровью обагрённые, награды. Всё реже, если, конечно, не очередной Юбилей Победы, звучат стихи о войне. Вот новое поколение уже почти не знает стихов поэтов-фронтовиков – Твардовского, Старшинова, Орлова, Яшина, Львова-писатели и поэты нового, послевоенного и последующих поколений, почему-то не очень спешат осмыслить Отечествен­ную войну 1941-1945 годов. Как это сделал когда-то в своём романе «Война и мир» Лев Толстой. Хотя Лев Николаевич в силу возраста в войне 1812 года участия не принимал. Но именно ему выпала честь написать об этой войне один из самых эпохальных мировых романов. Истинный художник на то и художник, что чужое может ощутить единокровным. Тем более, в литературе очень часто «лицом к лицу лица не увидать, большое видится на расстоянье». О Великой Отечественной войне писать трудно. С одной стороны легко впасть в ура-патриотизм. С другой – в бичевание тогдашней власти, якобы доведшей страну до войны. Хочется спросить у таких «антисталинистов-пацифистов» – ну Сталин довёл Россию до войны с Гитлером. А кто же тогда довёл Россию до войны с Наполеоном? Нужны, очень нужны сегодня произведения, в которых война бы предстала не идеологизированно и тенденциозно, а уже как художественный полнокровный обобщённый образ. Не буду пенять современным послевоенным прозаикам, что доселе не написали «Войны и мира». Но и то скажу, что как ни прекрасны стихи поэтов-фронтовиков, как ни горят они подлинной документальной правдой о войне, но стихи о Великой Отечественной не будут полны без последующего слова поэтов послевоенных поколений. Потому что победу, одержанную отцами, предстоит хранить их детям и внукам. И от того, как они осмыслят эту Победу, будет зависеть судьба победившей России.

Я с детства люблю стихи поэтов фронтового поколения. «Его зарыли в шар земной, // А был он лишь солдат. // Всего, друзья, солдат простой, // Без званий и наград...». Или «Ракет зелёные огни // По бледным лицам полоснули. // Пониже голову пригни // И, как шальной, не лезь под пули...//...Когда, нарушив забытьё, // Орудия заголосили, // Никто не крикнул: «За Россию!», // А шли и гибли за неё...». А вот ещё: «...Поднимут старинные марши // Армейские трубы страны. // И выедет к армии маршал, // Не видевший этой войны...». И надо всей этой, лирической мощью и первозданностью главенствует эпохальное: «Вста­вай, страна огромная!..». Своё выдающееся веское несуетное слово сказали русские прозаики-фронтовики – Бондарев, Астафьев (хотя насчёт романа «Прокляты и убиты» не всё просто). Они сказали своё слово – те, кто вставал на смертный бой, смотрел в лицо смерти, мёрз и голодал в окопах. Кто шёл в атаку, зовя «родную мать и проклиная чужую». Почему молчат о великой войне писатели послевоенных поколений? Что-то не так с войной или с писателями?

Когда несколько лет назад я впервые прочитал стихотворение Евгения Семичева, впоследствии получившее название «Литерный эшелон», то ощутил – вот оно, это долгожданное произведение, в котором дан полнокровный художественный образ Великой Нашей Победы. Та высокая художественная нота, которую в этом произведении взял Семичев, позволяет говорить об эпохальности этого стихотворения. О некоем художественном венце отечественной военной лирики – с позиций послевоенных поколений. Это произведение – точное попадание в цель. Как в свое время фронтовики были снайперски точны, потому и победили. Аналогично Семичев победил тем, что не сфальшивил и не промазал там, где этого делать категорически нельзя. Не потому ли это не особо-то тиражируемое современными средствами массовой информации стихотворение за несколько лет разошлось по огромной нашей стране, что в нем между строк заключена гордость за наших «русской победы орлов», «соколов Родины нашей»! Недавно узнал от земляков-сибиряков, что строчкой из этого стихотворения назвали свою литературно-патриотическую композицию, посвященную Победе, алтайские школьники. Строчки этого стихотворения порой всплывают в устах чиновников, когда те говорят о Великой Отечественной войне – а в юбилейные для Великой Отечественной войны годы им приходится это делать. Это стихотворение обошло обложки и страницы многих литературных журналов России. А недавно обрело песенные крылья благодаря народной артистке России Татьяне Петровой... Я всё-таки никак не могу забыть первого впечатления от семичевского «Литерного эшелона» – стихотворения, услышанного в блистательном авторском исполнении. Потом я слышал «Литерный эшелон» в Самарской областной филармонии в исполнении юного и очень обаятельного мальчика-чтеца Гриши Гатчина. И поразился тому, что каждый раз это стихотворение звучит свежо и по-новому. Не потому ли, что никого не оставляет равнодушным и каждый раз тот, кто читает это стихотворение, вкладывает в него частицу своей души? Это стихотворение – гимн фронтовикам. Но не только гимн! Потому что в гимне не принято говорить о страшной цене Победы. Семичев уникальным образом смог, не обижая ныне живущих фронтовиков, тем не менее сказать в этом стихотворении чётко и определённо: истинные орлы русской победы и «соколы родины нашей» – это не вернувшиеся с войны солдаты, которые спустя десятилетия едут в небесном литерном эшелоне в гости к ныне живущим своим боевым собратьям. В данном случае поэт задействовал авангардный приём, как бы преодолевая и спрессовывая послевоенную эпоху. Да и сами герои былой войны были её авангардом и потому погибли – первыми всегда погибают лучшие! Как-то я стал размышлять, а зачем Евгений Семичев решил задействовать в этом своём стихотворении о реальных событиях реальной войны авангардный литературный приём? Думаю, для того, чтобы передать весь ужас и всё величие войны, её жуткий реализм на грани сюрреализма – без авангарда не обойтись.

Я сказал о своём первом впечатлении от «Литерного эшелона». Но не так давно узнал, что примерно таким – пронзительным до слёз! – оно было и для народной артистки России Татьяны Петровой, сделавшей его песней. Впервые услышав стихотворение «Литерный эшелон, Татьяна Петрова выбежала из зала, потому что не смогла сдержать слёз. Как позже выяснилось, великая певица тоже приняла эти строки, как личные. Маленькой девочкой в пору Великой Отечественной войны она, дочь железнодорожника, помнит, как уходили на фронт литерные поезда. Отец Татьяны, железнодорожник, знал, что малейшее опоздание «литерного» может повлечь грозные последствия для виновных в задержке. Что ж, военное время диктовало суровые правила жизни!.. Для меня, читателя и гражданина, очень важно, что в литерном эшелоне выдающегося русского поэта Евгения Семичева погибшие фронтовики едут, чтобы встретиться с ныне живущими ветеранами, а ещё с нами, своими потомками. Эта связь поколений очень важна для не только для будущего, но для нынешней России. Погибшие ветераны литерного хотят сказать нам что-то очень важное. Услышать их – наш долг и наше священное право!

Эдуард Анашкин (Самарская обл.)


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"