На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Литературная страница - Критика  

Версия для печати

Я тоже верую и каюсь...

О стихах Ольги Полухиной, даже самых печальных…

Со стихами поэтессы Ольги Полухиной я знаком достаточно давно по публикациям в альманахе "Отчий дом". Альманах издается в Новокуйбышевске, редактором-составителем этого замечательного альманаха является поэтесса Диана Кан. Понятно, что отбор авторов в этот альманах является строгим, и сам факт публикации на страницах "Отчего дома" говорит о многом. Поэтому, признаюсь, что читая в "Отчем доме" стихи Ольги Полухиной, оставлявшие у меня весьма благоприятное впечатление своей проникновенной мелодичностью и сердечностью, я относил художественный уровень подборок Ольги Митрофановны во многом за счет строгой грамотности редакторского отбора. Но вот недавно Ольга Митрофановна прислала мне свою, изданную в 2011 году в Самаре, книгу, прочитав которую, я с приятным изумлением обнаружил и в этой весомой авторской книге достойный уровень поэтического мастерства и художественности. Подкреплю сказанное цитатой.

Непозабытое, неискупленное

Хранится в тайниках души –

Словно молитва потаенная,

Творимая в скиту в глуши.

Где старец молится о страждущих,

У Бога милости моля.

Чтоб перст Его благословляющий

Коснулся каждого, любя...

Я тоже верую и каюсь,

Сомнения хочу унять,

С благоговением стараюсь

Я всё простить и всё принять.

Как человек верующий, с особенном интересом читаю стихи на духовные темы, благо стихов о Боге ныне пишется немало. Но как писатель, к сожалению, осознаю – далеко не всегда творения так называемой современной "духовной лирики" выдерживают высокий уровень, который обязаны выдерживать. Ведь о Боге поэт вправе говорить либо талантливо, либо лучше вообще не тревожить неказистым словом имя Господа всуе.

Стихи о Боге в этом смысла похожи на стихи о любви: не можешь сказать талантливо, лучше помолчи. Бог ведь и есть Любовь. Последнее время с прискорбием отмечаю, что в так называемой "духовной лирике" нарастает волна откровенной конъюнктурщины. А вот стихи Ольги Полухиной – едва ли не образец того, как можно ненавязчиво, проникновенно, но твердо сказать о главном – о Боге, о судьбе, о любви. Сказать, соблюдая чистоту интонации, прозрачную незамутненность текста. Ведь только так только и возможно достучаться до сердца читателя, когда ты способен,говорить о том, что неизрекаемо в принципе.

...Нет, не вернёшь да и не сыщешь

Те наши солнечные дни...

Где были тихи, еле слышны

Слова – признания твои.

Свою любовь мы сохранили,

Пройдя сквозь годы-жернова...

Твои глаза мне говорили

Намного больше, чем слова.

Лучше не скажешь – "намного больше, чем слова". Хотя вроде бы – куда уж больше, ведь слово – это Бог. Но не станем забывать: только слово, наполненное любовью. Только наполненная библейской любовью, "мысль изречённая" не становится ложью, но обретает художественную ценность. Редким качеством давать читателю ощутить сердцем и душой неизрекаемость некоторых, вроде бы, прописных истин, обладают стихи Ольги Полухиной. Это редкое качество поэтического текста я настоятельно советую автору хранить, как зеницу ока, проходя "сквозь годы-жернова".

Стихи Полухиной – светлые. Это важно и очень нужно в наше время, когда большинство из нас вынуждены пребывать между очарованием и разочарованием, забывая о том, что есть истинный Свет.

Я так любить и ждать тебя устала.

И прятать зайчик солнечный в руке.

А в небе облака, что опахала,

И дождик ставит точки мне в строке.

Что это многоточье означает?

Сомненье ли, надежду ль мне сулит?..

А зайчик солнечный мне счастье обещает,

Своим теплом утешить норовит.

Тепло светлой надежды исходят от лучшего, что написано Ольгой Полухиной. Поэтическая интонация очень мелодична, в ней есть лиризм ромаисовости. Неудивительно, что многие стихи этой поэтессы становятся поются автором, какромансы, и в таком качестве тоже любимы публикой.

Тяжелым занавесом ночь

Закрыла суету земную...

И эту тьму не превозмочь,

Не изменить, как жизнь былую...

В мерцающей ночной тиши

Смиренно нужно ждать рассвета:

Мечтай, ропщи, смирись, дыши –

Все это жизнь – ты знаешь это...

В стихах Ольги Митрофановны Полухиной, даже самых печальных, читатель не найдет тьмы безысходности, которая почему-то часто выдается в современной литературе за некий "реализм". Ольга Полухина, даже печалясь, пишет о светлом и благодаря светлой энергетике ее стихов света в душе читателя становится больше. Для меня такое качество едва ли не главное, когда я оцениваю произведения того или иного автора. Хотя по многим стихам Полухиной, носящим явно автобиографический подтекст, очевидно, что жизнь Ольги Митрофановны не была безоблачной. Много стихов у Ольги Полухиной написано про одиночество. Профессиональный критик назовет такие стихи экзистенциальными. Но думается, одиночество Ольги Митрофановны скорее относимо к одиночеству творческого человека, человека пишущего, читающего, созерцающего, размышляющего... Человека, для которого одиночество – горькое счастье, являющееся прологом к творчеству.

Неужто счастье – одиночество?..

И нету никого вокруг...

Сбывается судьбы пророчество:

Меих друзей все уже круг...

...И все-таки не надо жалости,

Не надо стонов и обид...

Быть благодарной даже «малости»

– За то, что Бог тебя хранит!

Умиротворенность интонации этих стихов проистекает из глубокой веры, когда даже говоря об одиночестве, человек не бывает одинок. Он всегда – с Богом. В этом принципиальное отличие русской одинокости от европейского экзистенциализма. Европейцы страдает от оскудения веры в душе. Русские сердцем чувствуют огромное пространство – России и своей души. Когда мы одиноки, мы просто наедине с Богом.

Ах, если б знать, куда да и зачем,

К кому же наша молодость сбежала?..

Не заманить назад ее ничем.

И молодость нельзя прожить сначала...

...Но будет солнце всем дарить тепло:

У жизни нет конца и нет начала...

Уж сколько судеб по земле прошло...

А солнце все сияет, как сияло.

Стихи Ольги Митрофановны Полухиной похожи на солнечные лучи ранней осени. Не обжигают, но озаряют особенным светом – знания, мудрости, смирения, понимания, прощения, прозрения... Духовная прозорливость, помноженная на душевную проникновенность – так кратко можно охарактеризовать лирику Ольгу Полухиной.

Эдуард Анашкин


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"