На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Литературная страница - Критика  

Версия для печати

Свеча его не погаснет

Размышления над книгой «Державница» Валерия Ганичева

Прошёл год с того дня (8 июля 2018 года), как ушёл из жизни замечательный русский писатель Валерий Ганичев, с 1994-го по 2018-й год возглавлявший Правление Союза писателей России. Мастер ушёл, но плоды его творчества остаются с нами. Недавно в Краснодарском издательстве ООО «Книга» вышел сборник публицистических работ Валерия Николаевича «Державница: исторические портреты и размышления». Известно, что писательские размышления – не просто способ изложения материала. Это, скорее, приглашение и нам, читателям, сообща обдумать написанное, сделать какие-то свои выводы. Вот этим мы сейчас и займёмся.  

Как дерево засыхает без корней, так и человеческая личность, лишённая исторической памяти, откровенно деградирует. Человека, не имеющего понятия о событиях давнего и недавнего прошлого, легко убедить в том, что Россия во все времена была «империей зла» и «тюрьмой народов», что Крым должен быть возвращён Украине, Курильские острова отданы Японии, а россиянам только и остаётся, что каяться и просить прощения у всего «цивилизованного мира». Извиняться за то, что в далёком Средневековье наши предки не пропустили в Европу орды кочевников, что в 1814-м освободили западные страны от Наполеоновской тирании, а в 1945-м не только очистили Европу от «коричневой чумы», но ещё и помогли американцам сокрушить японский милитаризм? Каяться в том, что именно наши соотечественники изобрели телеграф, электродвигатель, парашют и даже первыми поднялись в космос?

Да не извиняться и каяться тут надо (как некоторым бы хотелось), а гордиться славным прошлым нашего народа, нашими замечательными людьми! Но для того, чтобы гордиться, нужно, прежде всего, знать. То есть у человека, у всего народа должны быть те самые «корни» исторической памяти.

Вот только как эти «корни» сохранить? Вопрос далеко не праздный. К сожалению, нынешняя школьная программа, ориентированная на «успешную сдачу ЕГЭ», даёт ученикам весьма скудные и поверхностные исторические знания, в чём мне не раз приходилось убеждаться, выступая перед детьми в различных школах. «Семейные предания» – то есть то, что бабушки и дедушки рассказывали внукам о «делах давно минувших дней» применительно к своим предкам – сами уже отошли в область преданий. Подобные семейные воспоминания сейчас очень редко услышишь. Искусство кино? Вроде что-то делается, но если после легендарной «Гусарской баллады» мальчишки и девчонки толпами записывались в военно-исторические клубы и кавалерийские секции, то современные «блокбастеры» вряд ли кого на это могут подвигнуть. Да они такой цели и не имеют – недаром же говоря о новых фильмах, сообщают прежде всего о сумме затрат и последующих «кассовых сборах». Так сказать, «ничего личного – только бизнес».  

Остаётся литература – великая Русская литература.

Книгу Валерия Николаевича Ганичева предваряет предисловие – обзор его творчества – написанное ещё в 2003 году Валентином Григорьевичем Распутиным. В этом предисловии есть такие слова:

«Писатель, берущийся за историческое повествование и тревожащий дух исторической личности, каким бы воображением и художественностью ни украшал он свою работу, всё равно уже одним прикосновением к этой личности берёт на себя ответственность за её судьбу в настоящем, за то, бесплотной ли тенью заглянет она, жительница иных времён, к нам из своего далека, или придёт такой герой по-отцовски, чтобы предложить свой опыт и посильную помощь…»

Вот и получается, что в книге «Державница» Валерий Николаевич несёт ответственность – теперь уже не только перед людьми, но и перед самим Богом – за таких разных героев, как великие князья Александр Невский и Дмитрий Донской, святые иноки Сергий Радонежский и Иринарх, канцлер Российской империи Виктор Павлович Кочубей и один из основоположников отечественной агрономической науки Андрей Тимофеевич Болотов...  

Это совершенно разные люди, которые жили не просто в различные времена, но и в различные эпохи, при этом, однако, их всех объединяет одно: верное и беззаветное служение своему Отечеству. Можно даже говорить – «жертвенное служение», ибо они без остатка отдавали России свои силы, свой талант, всю свою жизнь. И это была осознанная ими необходимость – объективная, крайняя необходимость, продиктованная своим временем.

«Думаешь о России, – пишет Валерий Ганичев, – и кажется порой: ещё одно последнее дуновение – и погаснет свеча. Но всегда находятся Силы, Личности, возгорает под пеплом, казалось бы, истлевшей жертвенности жар души русского человека, и утверждается снова русская держава вопреки посягающей на всевластие Корысти, снова возрождается народ… Так будет и в наше тяжёлое время».

Между тем, в книгу также вошли очерки и про замечательных писателей «исторической темы» – Валентина Саввича Пикуля и Дмитрия Михайловича Балашова.

Конечно, кто-то может спросить: понятно, когда речь идёт о заслугах легендарных правителей Земли Русской или блистательных сподвижников императрицы Екатерины II, а вот при чём здесь эти писатели – наши современники? При том, что именно они, такие же истинные подвижники, в работе себя не щадившие (почитайте в недавно вышедшей в серии ЖЗЛ книгу «Валентин Пикуль» о том, как истово трудился этот писатель), сумели осуществить самый настоящий поворот в общественном сознании, заинтересовав наших соотечественников собственной своей историей, дав россиянам повод ею гордиться. А то ведь так по многоразличным причинам получилось, что в минувшем ХХ столетии наш народ фактически оказался отторгнутым от своего прошлого – и кого-то это весьма устраивало. Недаром же по всей России безжалостно уничтожались бесценные исторические памятники, храмы и монументы, а некие бойкие, суетливые «литераторы» изображали историю государства Российского исключительно в чёрных тонах. Потрясающе, но для того чтобы объективно писать об истории родной страны требовались немалая смелость и готовность пройти через многие испытания, подчас самые суровые.  

Вот как говорит о писателях – героях своих очерков – автор «Державницы»:

«Валентин Саввич Пикуль – достойный продолжатель школы русской романтики, заметное явление в нашей духовной культуре.

На страницах его произведений жили, боролись, думали, творили во имя Отечества люди разных эпох. Он не отбрасывал отрезки времени, не делил его на петровское, екатерининское, николаевское, ленинское, сталинское. Для него всё это было историей Отечества с его радостями и горестями».

«Дмитрий Балашов избежал как вульгарно-социологического взгляда на историю, где отсутствуют конкретные лица, своими усилиями в немалой степени изменяющие облик мира, так и субъективистского преклонения перед выдающейся личностью, которая не сможет добиться закреплённых в веках результатов, если не будет опираться на историческую волю и чаяния миллионов людей своего Отечества, лучших представителей человечества».

Кажется, ничего более тут объяснять не нужно. Не вижу также смысла перечислять всех героев книги, над судьбами которых размышляет автор, подробно анализировать каждый помещённый в ней очерк. Пусть это делает уже сам заинтересованный читатель. Скажу лишь о том, что книгу свою – последний в ней очерк – Ганичев завершает таким эпизодом:

«В своё время мне довелось поздравить с семидесятилетием маршала Г.К. Жукова. Мы вручили ему любимый им “Тихий Дон” и сборник патриотической поэзии “О, Русская земля!”. Перелистывая сборник, прославленный полководец сказал: “Наши солдаты в Великую Отечественную неплохо знали историю, наше героическое прошлое”. Подумав, он добавил: “У нас всегда была замечательная патриотическая литература. Надо, чтобы каждый молодой воин знал её”».

Вне всяких сомнений, эпизод этот не придуман. Вопреки утверждениям некоторых «историков», советские солдаты не были «стадом баранов», которых безжалостно «гнали на убой» бездарные военачальники. Тому свидетельством – многие героические подвиги, совершённые нашими воинами в годы Великой Отечественной войны, с первых и до последних её дней. Эти люди знали, за что они воюют, с кого им следует брать пример, за что им приходится умирать.

Но вот то и обидно, что солдаты 1940-х годов нашу историю знали, а школьники 2010-х имеют о ней весьма приблизительное представление. Ведь – напомним ещё раз – человеческая личность, лишённая исторической памяти, деградирует.

Сохранять эту память нам помогают именно книги. Такие, как, в частности, произведения Валерия Николаевича Ганичева, писателя, который и сегодня остаётся с нами.

Александр Бондаренко, член Союза писателей России


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"