На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Литературная страница - Критика  

Версия для печати

В Москве знают и ценят.

А в Архангельске?

  «Большая литературная премия России»

присуждена Владимиру Личутину и Елене Кузьминой

Лауреаты Как было бы хорошо, если бы на торжественной церемонии вручения ежегодной «Большой литературной премии России», которая состоялась 5 июля в Москве, могли присутствовать руководители Архангельской области и журналисты-северяне. Может быть, тогда, услышав, как высоко оценивают в столице творчество уроженца Мезени Владимира Личутина и архангельской поэтессы Елены Кузьминой, глубже осознали бы они, какое это сокровище – литературный талант, и характерное для Архангельска равнодушное отношение к творчеству писателей-земляков сменилось бы горячим желанием всячески поддерживать их, пропагандировать лучшие достижения северной литературы, помогать писателям и поэтам издавать свои произведения, приглашать их как можно чаще на радио и телевидение, устраивать творческие вечера…

«Большая литературная премия России» была учреждена в 2000 году совместным решением Союза писателей России и акционерной компанией «Алроса». Она присуждается ежегодно прозаикам, поэтам и драматургам, чьи произведения отличаются верностью отечественным литературным традициям, глубиной проникновения в нравственно-психологические основы бытия. Учредители посчитали важным отметить не одно, а целый ряд наиболее достойных произведений года, и потому авторитетная комиссия определяет по несколько лауреатов Первой (общероссийской), Второй и Третьей (региональных) премий. Первая премия за 2005 год была присуждена трем выдающимся русским писателям: Владимиру Личутину за роман «Беглец из рая», Михаилу Чванову за книгу «Мы – русские!» и Николаю Дорошенко за повесть «Запретный художник». Лауреатами Второй премии стали поэт и критик Геннадий Иванов за вклад в издание классиков якутской литературы и Вадим Дементьев за деятельность по пропаганде литературы Якутии. Третьей премии были удостоены архангельская поэтесса Елена Кузьмина за книгу стихов «Северные письма» и поэтический цикл «Димитриевская суббота», а также поэт Евгений Семичев за книгу стихов «Небесная крепь» и дагестанский поэт Магомед Ахмедов за поэтический сборник «Тайный час».

Открывая торжественную церемонию, видный общественный деятель современности, председатель правления Союза писателей России Валерий Николаевич Ганичев отметил вклад каждого из лауреатов в великое дело творения русского Слова.

Роман Владимира Личутина «Беглец из рая» – произведение лирическое и трагическое, исповедальное и провидческое. Оно проникнуто болью за нынешнее состояние России и русского человека, сокрушением героя о его прежних иллюзиях и наивных попытках повлиять на тех, кто правит страной, вразумить и просветить их. Этот роман читаешь, как мартиролог: он и начинается со сна об убийстве, и разворачивается как череда смертей: то естественных, то нелепо-случайных, то насильственных. Но при этом книга не оставляет ощущения беспросветности: из мрака продажного мира выводят читателя и просветленные страданием чувства героя, и удивительные, щемяще родные картины природы, и, конечно, то, в чем Владимиру Личутину сегодня нет равных в отечественной литературе – богатейший живой язык. Наверное, именно это ощущение живого языка, слова как самой жизни и уравновешивает трагизм сюжетных коллизий романа. И начинаешь осознавать, какое это чудо – свободное, полнокровное русское слово. Личутин пишет так, что многие фразы его романа хочется перечитывать вновь и вновь, повторять, стараться запомнить. Воистину – живая вода…

Владимир Личутин – один из самых значительных прозаиков наших дней. Его знают и любят ценители русской литературы во всех городах и весях России, о нем пишут диссертации и книги. У Елены Кузьминой читателей пока меньше, но число их с выходом каждого сборника поэтессы, с каждой публикацией подборок ее стихотворений неуклонно растет. В последние годы Елена Кузьмина буквально поражает стремительным и мощным творческим ростом. И все чаще в ее стихотворениях соединяются далекое прошлое Святой Руси, сегодняшний день и чаемая жизнь будущего века. При этом каждое ее стихотворение может быть воспринято как отражение духовного пути отдельного человека, его жизни от рождения до смерти и воскрешения, и в то же время – как воплощение исторической судьбы всей России.  

Стихотворения, составившие цикл «Димитриевская суббота», при всем пронзительном лиризме, присущем им, одновременно складываются в масштабное эпическое полотно. В жанровом отношении они напоминают и баллады, и народные лирические песни, и заплачки, и причитания, и молитвы, и гимны. Лирическая героиня, голосом которой выпеваются (или выплакиваются) проникнутые сильнейшим душевным переживанием, мощным эмоциональным зарядом строки, словно соединяет в себе русских женщин – жён, матерей, подруг, провожавших воинов и на Куликовскую битву, и на защиту Руси от тевтонцев, и на Бородинское поле, и на Великую Отечественную… И в начале ХХ I века мужам русским, как и во все времена отечественной истории, выпала горькая и славная доля – защищать Родину от ворога, защищать до последней капли крови. А женам – вдохновлять их, любить и ждать.

В стихотворениях цикла «Димитриевская суббота» возникает единый образ Святой Руси, неизменной в своей сокровенной сущности. Не случайно эпиграфом к стихотворению, которое цитируется ниже, стали строки из знаменитого «Бородино» Михаила Лермонтова:

«Не многие вернулись с поля…»

Мы с тобою умрём в один день, в один час.

С этой верою – милостив Бог! – доживать веселей.

Я всё думаю: чтобы в России для нас,

да чтобы в России –

                             и не хватило полей?!

Было время – боялась бездорожных равнин,

теперь не заблудимся: препояшут и поведут.

Ты же России, знаю, преданный сын.

Преданных на Руси не жалуют

                                         и предают.

.    .    .    .    .    .    .    .    .    .    .    .    .    .    .    .

А к первому Спасу пойду столицы окрест

с узелком, с посошком, как бабки встарь, помолясь,

по святым дорогам,

святым лесам

да святым полям,

по святым…

а не святых тут и нет мест.

Здесь мать Рахиль оплакивала сыновей.

Ныне радуется о спасении их.

…Страшно гореть на кострах городских огней

и замерзать в переулках слепых, глухих.

  – Мати Рахиле! С небесной взгляни высоты:

где поля чисты, где снега белы?

Али всё – темно?!

  – И снега белы, и слова твои, жено, пусты:

Всюду бранное поле, всюду чистое поле одно.

Пронзительным предчувствием последнего дня наполнено кульминационное стихотворение цикла «Димитриевская суббота» «В срок назначенный, в час ночной…». Россия уходит в свой небесный дом, где

запоздалый отряд встречает

Благоверный Димитрий князь.

Тех, которые возмогли

в день последний отстаивать право

славить Бога Русской земли.

Богу Русской земли – слава!

 

С каждым годом негромкий голос Елены Кузьминой становится все более отчетливо различим в многоголосом хоре современной русской поэзии. Все более значительные, весомые, запоминающиеся слова произносятся этим голосом.

…Не устаю удивляться почти полному отсутствию интереса большинства местных СМИ и властей Архангельска и области к такому большому и значительному явлению, как литература Русского Севера. Как не перестаю надеяться на то, что ситуация в конце концов изменится, что северяне поймут, какое это богатство – родная словесность; что появится улица Бориса Шергина и памятник ему; что все учителя-словесники сочтут своим долгом знакомить своих учеников с творчеством Алексея Чапыгина, Степана Писахова, Александра Зуева, Евгения Гагарина, Федора Абрамова, Николая Рубцова, Евгения Коковина, Николая Жернакова, Евгения Богданова, Николая Журавлева, Вадима Беднова, Василия Ледкова, Анатолия Лёвушкина, как и с произведениями тех прозаиков и поэтов, кто составляет сегодняшнюю славу северной литературы – Ольги Фокиной, Инэли Яшиной, Александра Роскова, Александра Логинова, Елены Кузьминой, Михаила Попова, Валерия Чубара, Виктора Толкачева, Евгения Токарева и многих других талантливых писателей; что этих авторов станут приглашать с выступлениями в самые большие концертные залы и самые маленькие сельские библиотеки; что самые крупные фирмы и предприятия будут соревноваться за право учредить премию за лучшие произведения, созданные нашими земляками. Это нужно не им – нам. Это должно быть необходимо нашим детям и внукам.

Елена Галимова


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"