На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Литературная страница - Критика  

Версия для печати

Верность раздольности русских полей…

Голос Ольги Фокиной звучит иначе, чем в юности

Ольга Александровна Фокина родилась 2 сентября 1937 года в деревне Артемьевской Верхнетоемского района Архангельской области в крестьянской семье. Отец ее скончался в 1943 году от ран, полученных на войне. Многодетной семье, лишившейся кормильца, довелось хлебнуть лиха, и на протяжении всего своего творческого пути Ольга Фокина вновь и вновь возвращается памятью в детство, создавая произведения, проникнутые драматизмом и лиризмом, повествующие о бедах и радостях военной и послевоенной северной деревни. Она окончила школу-семилетку в селе Корнилово Верхнетоемского района, а затем – Архангельское медицинское училище; вернувшись на родину, работала фельдшером в пос. Ягрыш. В это время – в середине 1950-х годов – на страницах архангельских газет и в альманахе «Север» публикуются первые стихотворения начинающей поэтессы. В 1962 году О.А.Фокина   окончила Литературный институт им. А.М.Горького. Дипломной работой ее стал поэтический сборник «Сыр-бор», вышедший в Москве в 1963 году. Открывавшее эту книгу предисловие Бориса Шергина стало добрым напутствием талантливой землячке. «Стихи Ольги Фокиной – это весенний цвет. Должно ждать творческого лета, доброплодного, ягодного», – прозорливо утверждал Б.В.Шергин. И оказался прав. В 1960 – 1970-х годах сборники Фокиной выходят один за другим: «Реченька» (1965), «А за лесом – что?» (1965), «Алёнушка» (1967), «Островок» и «Стихи» (1969), «Самый светлый дом» и «Избранная лирика» (1971), «Маков день» (1974), «Камёшник» (1973), «От имени серпа» (1976), «Буду стеблем» и «Полудница» (1979). За сборник «Маков день», выпущенный Северо-Западным книжным издательством, О.А.Фокина была удостоена Государственной премии РСФСР.

Ценители поэзии сразу расслышали и выделили в многоголосом поэтическом хоре хрустально-чистый, звонкий, проникнутый интонациями северной речи и народной поэзии голос Ольги Фокиной. Ее интонации безукоризненны; кажется, что ее устами говорит и поет сама северная природа, сама русская земля. И не удивительно, что такие ее стихотворения, как «Насмотрись, зорька, в реченьку…», «Здравствуй, речка Паленьга…», «Песни у людей разные…», стали песнями.

«Фокина родилась и выросла на Северной Двине, где с древних времен бережно сохраняются, передаются из уст в уста сказки, песни, былины, где речевая традиция восходит к новгородскому корню, – отмечал Ал.Михайлов. – И там, где поэтесса как бы вырастает из устно-поэтической стихии, ощущая ее основу, но не подчиняясь ей целиком, там она проявляет себя как истинный поэт. По сути же своей Фокина – современная поэтесса, воспитанная на устно-поэтической традиции и преображающая ее средствами современной выразительности».

Сама Ольга Александровна подчеркивает: «Неисчерпаемой сокровищницей для меня была и остается речь русского народа, которая будет жить и развиваться, пока жив русский человек».

Главные темы поэзии Ольги Фокиной неизменны. Это судьба родной земли, судьба России, ее удивительные люди, ее природа. Лирическая героиня Фокиной сочетает в себе качества, изначально присущие характеру русской женщины: способность любить и сострадать, милосердие и нежность и вместе с тем стойкость, силу духа, решительность и твердость характера.

В настоящее время О.А.Фокина живет в Вологде, но связь ее с Подвиньем не прервалась. И дело не только в том, что почти каждое лето приезжает она в родную деревню; важнее то чувство неразрывного единения с землей отцов и дедов, которым проникнуто все ее творчество.

В последние десятилетия сборники стихотворений Ольги Фокиной выходят не часто, но каждый из них становится событием в литературной жизни. В предисловии к изданному в Архангельске сборнику «Разнобережье» (1998) Инэль Яшина подчеркивает: «Высокая гражданственность и глубокая, жгучая до боли любовь к родному краю, к России, звучат набатом, тревожат души и заставляют задуматься о том, как мы живем, что творим, что увидим, если оглянемся в прошлое. Нельзя без душевного волнения читать стихи, полные мудрости и любви, тревоги и веры, где вечна власть материнской земли».

Действительно, сегодня голос Фокиной звучит иначе, чем в юности. В нем ощутимы боль и горечь, призыв к противостоянию злу и надежда на здоровые силы русского народа. Ее стихи последних лет часто окрашены почти нестерпимым страданием, как, например, стихотворение, эпиграфом к которому стала знаменитая рубцовская строка «Россия, Русь! Храни себя, храни!»:

 

Россия, Русь, храни себя, храни:

Твои сыны хранить тебя не могут!

У них свои дела не слава Богу,

Свои заботы… так что – извини.

Россия, Русь! Храни себя сама,

И если впрямь – безвыходно и туго,

Назло врагам, сплети себе кольчугу

И бейся за хоромы-терема.

Храни себя, храни, Россия, Русь!

Распахивая поле, веруй свято:

Твои подзагулявшие ребята

Авось, ещё опомнятся… Не трусь!

Авось, ещё с повинною придут

За все перед тобою прегрешенья

И – жизнь не в жизнь без твоего прощенья! –

Стыдясь и каясь, в ноги упадут.

Тебе в привычку – верить, ждать, любить,

Не помнить зла, прощать обиды близким,

Тебе не оскорбительно, не низко

Блаженной ли, святой ли – быть ли, слыть…

А если, мать, ты сделалась больна?

А если конь-надёжа обезножел?

  – Ну что за блажь! Такого быть не может.

Ты не имеешь права. Не должна!

…Тебя разбудят, кнут употребя…

Но дело ли – сердиться на сыночка?!

При плуге, при кольчуге, в лапоточках,

Стой, как стояла! И храни себя.

Еще в 1975 году Александр Михайлов подчеркивал, что в основе дарования Ольги Фокиной «лежит высокий нравственный и общественный идеал, который найдет отклик в сердцах современника». И полувековой творческий путь выдающейся русской поэтессы подтверждает верность этой оценки.

Е.Ш. Галимова, Л.С. Скепнер


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"