На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Литературная страница - Критика  

Версия для печати

Духовно-культурное единение

Слово на представлении новых книг на русском языке писателей Казахстана в Союзе писателей России

Мы сегодня участвуем в очень важном литературно-мировоззренческом и общественно-политическом событии. Впервые в постсоветское время мы представляем и обсуждаем изданные в издательстве «Художественная литература» первые три тома современной казахской литературы и произведения за­мечательного учёного и писателя Немата Келимбетова, немало сделавшего для утвер­ждения национального самосознания народа Казахстана, освещения подлинных ценно­стей культуры. Сдаётся мне, что с этого события может начаться очень важный этап в истории и жизни наших литератур и народов.

Давайте поблагодарим наших казахских коллег, предоставивших свои произве­дения для русского читателя. К сожалению, такие произведения казахских современ­ных литераторов давно не приходили к нам в таком объёме, и мы благодарим наше эталонное издательство «Художественная литература» и его директора, писателя и из­вестного в стране издателя Григория Пряхина. И не менее важным явились три тома размышлений о глубинной истории, культуре и быте казахского народа, мудреца и ис­следователя, смело шагнувшего не только в нравственные сферы, но и в глубины про­шлого, Немата Келимбетова. Для многих читателей это будет не только открытием Ка­захстана, но и сопричастностью к близким нам и казахам общечеловеческим ценно­стям. Да и название томов говорит само за себя «Надежда», «Зависть», «Скорбны думы, чуток сон» (о старости и долголетии). Выдающийся тюрколог, мыслитель, человек тонко­го чувствования и образец человеческой стойкости предстаёт перед нами. Его жизнь — образец служения народу, науке. И пониманию этого в немалой степени способствует беседа Георгия Пряхина и видного общественного деятеля Казахстана, человека высо­кой культуры и этики Кайрата Нематовича Келимбетбва. Эта беседа создаёт целую па­нораму мира чувств и мыслей творчества, открывает новые плоды творчества, выходит на мировые, общечеловеческие ценности и раздумья о сегодняшнем дне и о будущем наших стран.

Возможно, историей предоставлен нам шанс: на просторах Европы и Азии соз­дать уникальное объединение, которое не только экономически и политически будет объединять народы. Такие объединения были и есть (СССР, ЕЭС, Союз латиноамери­канских государств и т.д.). А не удастся ли народам России, Казахстана, Белоруссии и другим сделать шаг на одну, а может быть и больше ступенек к мировому единству, со­гласию и единению людей, их солидарности в области идеологии, культуры, духа. В очаге этой идеи должны воспламениться Вера, вековечная славянская православная справедливость, тюркское мусульманское чувство миролюбия и дружелюбия, которые сотни лет проявлялись на территории нашей страны. А разве социалистические чувства коллектива и братства противоречат им? А разве не! должны лечь в основу единства этого объединения Великая культура, классическая и народная, без которой трудно себе представить будущее человечество? Мы не говорим о науке — сейчас это краеугольный камень всего человечества, о науке нравственной, имеющей своей целью возвышение человечества, а не его снисходительное порабощение.

Настал час осознать человечеству своё величие и глубины пропастей, в которые его может вовлечь порочная мысль и безответственные действия.

Мы просим сегодня помыслить на этих путях: о чём и как нужно думать и дейст­вовать нашим людям.

Мы знаем наших президентов, как глубоких поборников единения и дружбы на­родов. Достаточно только вспомнить, что буквально в последние дни В.В. Путин протя­нул такую руку дружбы Армении и её народу.

У нас в России, да и на всём постсоветском пространстве Нурсултана Назарбаева знают как верного поборника единого братства народов, противника Беловежско­го сговора, который, как сказал Президент В.В. Путин, явился исторической драмой для наших народов.

Признаюсь, что мы, русские, российские и казахские друзья, писатели, деятели культуры давно не собирались вместе, не обсуждали общие проблемы, не искали пути преодоления бед и естественных путей развития. Казалось, история разводит нас по разным дорогам.

Но вот совершилось великое событие, я бы сказал событие не только для наших народов, но и, возможно, для человечества: создано наше общее евразийское, интегра­ционное объединение — ЕврАзЭс, реально и зримо маячит ШОС.

Конечно, это не должно быть только экономическое, политическое объединение, но и духовно-культурное объединение. Правда, последнее не столь явственно и прочер­чено в настоящее время.

А, между прочим, судьба объединения во многом определяется: сумеем ли мы сформировать, разработать культурно-цивилизационную идеологию этого объедине­ния? Причём, это требует отнюдь не только кабинетной работы, это возрождение ста­рых, проверенных, и, как бы кто брезгливо не поморщился, советских традиций, кото­рые не только обладали политической окраской, но это были глубоко братские, чуткие, гуманистические, внимательные к чужой культуре и литературе жизни явления.

Скажу о себе. Ещё в студенчестве я читал знаменитую эпопею казахской жизни, художественную панораму «Абай» Мухтара Ауэзова. из которой я, историк, изучавший историю, познал жизнь, быт, обычаи, историю казахского народа больше, чем во всех наших исторических курсах. А присуждение Ауэзову в 1949 году Сталинской Государ­ственной премии, а затем, через десять лет, в 1959 году, высшей Государственной пре­мии СССР — Ленинской премии, было едва ли не единственным, во всяком случае, уни­кальным явлением.

Смею вспомнить: будучи членом бюро ЦК ВЛКСМ, мы присуждали в 1967 году премию за книгу «Доброе время восхода» о великом прорыве в космос с Байконура нашего космонавта, человека Земли Юрия Гагарина молодому поэту Олжасу Сулейменову, нынче матёрому литератору, общественному деятелю Казахстана, который в этом же году был на встрече молодых писателей вместе с Василием Беловым, Ларисой Васильевой, Юрием Сбитневым, Феликсом Чуевым, Юрием Га­гариным на Дону, в станице Вешенской у Шолохова. Об этом мы повспоминали недавно с Олжасом на Всероссийском литературном собрании.

Когда я учился и жил в Марьяновском районе Омской области, то у нас были, ес­тественно, украинский «Червоный прапор» и русские колхозы, но и немецкий «Роте Фа­не» и казахский «Энбекши казах», и все мы чувствовали себя членами одной дружной и сплочённой семьи, работая на общую победу. Мы читали казахские сказки Алдар Косе, с замиранием сердца слушали обращение акына Джамбула Джабаева к блокадникам Ленинграда: «Ленинградцы, дети мои».

Бывая в Омске, мы знали о великом казахском просветителе и учёном Чокане Велиханове, дружившем и с Достоевским, и с Семёновым-Тянь-Шанским, и с Потани­ным, окончившем Омское кадетское училище и занимавшимся переводами русских писателей на казахский язык, неустанно занимавшимся просвещением собственного народа, сказавшим вещие и знаменитые слова «Казахи считают себя братьями русских по отечеству и вступили в русское подданство добровольно» (собр. сочинений СП(б) 1904 г.).

Мы не можем не вспомнить моего предшественника, председателя Союза писа­телей России Леонида Соболева, известного писателя-моряка. В 1935 году группа писа­телей приехала в Казахстан в ответ на призыв М. Горького начать взаимное и широкое проникновение в закрытое пространство, ознакомление с культурами братских респуб­лик.

Л. Соболев, Н. Тихонов, Л. Леонов, В. Луговской, П. Павленко, П. Лукницкий, Вс. Рождественский — очень серьёзная и высоко литературная группа — первый ряд. Они не только оказали творческую помощь, но и внесли большой творческий заряд для себя. Соболев писал через несколько лет, что в Казахстанском крайкоме партии «полуторача­совая беседа повернула надолго мою литературную судьбу. Заведующий отделом промышленно­сти сумел так живо и страстно, я бы сказал, влюблено, представить нам недра Казах­стана, что название «кладовая социалистического богатства» возникло у меня мгновен­но и определило ряд написанных потом статей. Именно с этой беседы о цинке и меди у меня и началась дружба с Казахстаном и его литературой.

Во время дальних автомобильных поездок по кочевьям степные закаты напоми­нались писателю-моряку морские просторы, привольную, раскинувшуюся до горизонта, ширь.

На страницах «Правды», «Литературной газеты», «Труда», «Казахстанской прав­ды», «Литературного Ленинграда», «Красной звезды» появились его очерки и статьи («Зо­лотое стадо», Счастье маленького Туленгена», «Новая победа казахского искусства» и т.д.).

Л. Соболев сказал в Уфе в 1958 году: «По моей собственной биографии могу сказать, что мои поездки в Казахстан, когда я сдружился с казахами и казахской литературой, ин­тереснейшим образом отразились на моих морских рассказах, написанных пять-шесть лет спустя: степь обогатила море».

«Казахстан, — писал он, — это мой любимый корабль». Именно он пять лет принимал участие в качестве редактора-составителя первой в мире «Антологии казах­ской поэзии и прозы» (40 печ. листов).

Вместе с Мухтаром Ауэзовым он подготовил в журнал «Литература и искусство Казахстана» очерки казахской истории и литературы и начал многолетнюю работу по переводу ауэзовского романа (I тома). С ним он был знаком с 1935 года, а на II съезд СП Казахстана приводил многое из книги Ауэзова.

Я думаю, что с созданием евразийского общего государства мы также считаем­ся, как и раньше, братьями и сотоварищами и, в каком-то смысле, первопроходцами. Помимо жёстких государственных экономических и научных формул в нашем, теперь снова общем, объединении надо продумать серию традиционных и современных встреч, совместных изданий, совместных кинофильмов, совместных премий за культурно-духовную работу, укрепляющих нашу дружбу и постижение общей истории, культуры, мысли.

Конечно, в этом восстановлении духа, капилляров единения нужна государст­венная координация и помощь. В свою очередь, Союз писателей России готов принять участие со стороны литераторов Оренбургской, Курганской, Омской областей, Алтай­ского и Красноярского краёв, Якутии, Бурятии и других земель России.

Думаю, что немаловажную роль могут и играют здесь приграничные районы и области. Смогли же мы, Союз писателей России, за десять-пятнадцать лет вместе с ад­министрацией Белгородской области организовать и наладить дружеские связи, кон­такты, обмен делегациями, книгами, концертными коллективами, подлинную связь с украинским Харьковом. Там, в Харькове, а теперь и в Донецке, мы проводим ежегодно конференции о Переяслав­ской раде, общий Пасхальный праздник, учредили премию «Слобожанщина» для писате­лей этих областей. А украинские писатели ежегодно бывают на празднике «Прохоровское поле» и обязательно получают одноимённую премию.

Мы не говорим о постоянных встречах с белорусскими писателями. Два года на­зад мы создали единый Союз писателей Белоруссии и России. Каждый год присуждает­ся премия в области культуры Союзного государства, а мы в Союзе писателей ежегодно даём литературную премию «Прохоровское поле» и представителю Белоруссии и Украи­ны.

С нашими украинскими коллегами только что провели презентацию на украин­ском языке издания книги великого гения нашей литературы М.А. Шолохова «Тихий дон». На эту символическую встречу (мать Шолохова имеет украинские корни) собра­лись сотни людей в зале Парламентской библиотеки, на книжной выставке-ярмарке в Президентском фонде Кучмы. Вот так один пример, который мы провели, всколыхнул всю столицу и способствовал единению духовному, на наш взгляд, очень немало, не­смотря на то, что по ряду вопросов наши политики не могли договориться. Думаю, что мы с нашими казахскими друзьями должны решить ряд конкретных и практических духовных вопросов.

Во-первых, ведь именно в Советском Союзе здесь, в Казахстане, со знаменитого Байконура человечество шагнуло в космос.

Во-вторых, сюда, на казахской земле прозвучал! первый звонок, который оповес­тил, что великому писателю, гению XX века Михаилу Александровичу Шолохову прису­ждена Нобелевская премия.

Михаил Александрович рассказывал мне позднее, что он здесь, в Казахстане, на­ходился на рыбалке и охоте, которые скорее были для него способом подумать и сосре­доточиться, и тогда из обкома партии прислали самолётик, чтобы он по телефону свя­зался с Москвой. Это и произошло. Итак, Байконур и Нобелевская премия — одни из важных наших вдохновляющих точек соединения.

Хотелось поразмышлять о выработке мировоззренческой духовно-культурной, если хотите, идеологической, платформе, в центре которой должна лежать новая, каче­ственно новая модель.

Справедливость, гуманизм, братство, уважение к традициям большинства наро­да и его части, которые и должны стать отличием нового объединения, отличием хотя бы от ЕЭС — евразийского экономического Союза — или технократической, своего ро­да монополистической машины США в других региональных объединений, возникаю­щих в различных регионах мира.

Именно это и должно создать новые круги мыслящих и практически действую­щих людей, той массовой интеллигенции, которая не является лишь обслуживающим персоналом для тех, кто хорошо платит, а сама объективно мыслит и анализирует мир.

Этот простой вопрос, который мы должны решать, если ЕвроАзЭс не просто конкурент ЕЭС и США, а являет новое качественное, отличное от них объединение го­сударств и народов. И здесь нас ждёт немало сложностей на пути всевластия олигархи­ческого капитала, чванливого и, нередко, всевластного Чиновничества, да и препятствий в массовой психологии различных групп людей.

Нужна, вообще, кропотливая, на первый взгляд рутинная, но в своей повторяе­мости и регулярности важнейшая работа. Это и совместные выставки и декады лите­ратуры и искусства, это трёхсторонние публикации, это встречи писателей, философов, деятелей науки и просто мудрых людей, которых немало в наших странах. А почему бы нам не создать один наднациональный орган «Палату мудрецов», который помог бы власти и демократизировал, возвысил её. Вполне возможно поручить также координа­цию публикаций совместных изданий журналам «Наш современник» (Москва), «Белая вежа» (Минск), «Простор» (Алма-Ата) или другим изданиям.

Конечно, нужна совместная премия в области культуры, литературы, журнали­стики, телевизионных передач. И не по принципу: лишь бы громче и «барабаннее», а по принципу глубины и образности, человечности и сердечности. В общем, следует избрать или назначить трёхстороннюю комиссию, как я сказал, своеобразную общественную палату ума, сердца и надежды.

Ну и не может быть никакого сомнения, что ЕврАзЭс может быть территорией спасённой экологии. На территории наших государств должна быть чистейшая земля, ухоженные поля, чистые реки и забота о том, чтобы всё человечество дышало свежим воздухом. Экологическая программа должна стать важнейшей частью идеологии ЕвроАзЭс.

И, конечно, спорт. Наши народы и президенты любят спорт и физкультуру. Мы уже и так втроём, наши государства — Россия, Казахстан, Белоруссия — могут по­спорить в этом с крупнейшими державами мира. Только ЕврАзЭс, как мне кажется, опять может быть и пионером в том, что надо возрождать физкультуру масс. На­пример, межконтинентальные соревнования по народным видам спорта: борьба, скач­ки, городки, стрельба из лука, поднятие тяжестей, кроссы по пересечённой местности, ориентирование и т.д., т.е. то, что можно организовать в каждом селе, ауле, малом го­роде, отнюдь не отказываясь от олимпийский видов. Надо обратиться к физкультуре, здоровью,

Давайте подумаем о школе переводчиков, о школе критиков, о со­вместных конкурсах, как для зрелых журналистов, писателей, компьютерщиков, так и для детей.

В общем, нам кажется, что сегодняшняя встреча может быть отправной для зем­ли Байконура и Прохоровского поля, Бреста и Волги, наших славных университетов и литератур, протяжных сказаний акынов и задумчивых песняров, земли Большого теат­ра и нашей общей великой музыки и культуры.

В то время, когда на землях и очагах ранее признанных культур грех проклады­вает дорогу, объявляя однополые браки, сексуальную разнузданность нормой, да ещё прикрываясь при этом свободой, законом и правами человека. ЕврАзЭс должен оста­новить греховный и сладострастный беспредел и явить пример человечности, культуры и гуманизма, да и, вообще, спасения человечества.

Валерий Ганичев


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"