На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Литературная страница - Критика  

Версия для печати

Зна­комые пейзажи

Встреча с С.В. Герасимовым

В Москве, в выставочном зале Союза художников СССР, на Крымской набережной, была открыта юбилейная выставка про­изведений Народного художника СССР, академика, лауреата Ле­нинской премии Сергея Васильевича Герасимова, посвященная 100-летию со дня его рождения.

Прошел значительный период со времени последней персона­льной выставки нашего земляка. И вот снова, как бы впервые я вижу свои родные можайские места. Под впечатлением плените­льной свежести пейзажей невольно встают в памяти воспомина­ния о встречах с художником, одна из которых произошла более 20 лет тому назад, на первой выставке «Советская Россия» у моей первой картины «Дела колхозные». Сергей Васильевич тогда уча­ствовал своей серией «Женщина в колхозе»: «Председатель колхо­за», «Ударница», «Молодая колхозница», «Колхозный пейзаж». С затаенным волнением я ожидал, что скажет Сергей Васильевич, пристально рассматривавший картину вместе с женой Александ­рой Гавриловной. И как обычно немногословно выражены были слова одобрения. Не без гордости хочу оговориться, на билете творческого союза стоит его размашистая подпись. Но все это произошло значительно позже одной встречи, о которой хочу рас­сказать подробнее.

Стояла тогда осенняя пора, деревья в лесу уже были тронуты всеми оттенками красно-желтых тонов. Замечу, Сергей Василье­вич любил это состояние природы, всегда приезжал в это время в Можайск не столько отметить свой день рождения с родствен­никами, сколько поработать, пописать этюды.

Ко мне в это время приехал друг из Москвы, студент художе­ственного института Алексей Кадушкин, ставший впоследствии известным художником. Решили поэтюдничать и поехали на велосипедах, взяв большие холсты на подрамниках, в деревню Тихоново, в 4-5 километрах от Можайска, откуда с высокого скло­на великолепно, чарующе просматривается вид на поля и панора­му города с его неповторимым силуэтом памятников древне­русского зодчества. В бурьяне на корточках писали долго и упор­но деревню, дома, дворы, живописно гармонирующие с окружаю­щей осенней природой. Неожиданно немного поодаль от дороги остановилась серая «Волга». Открылась дверца и вышел плотной комплекции мужчина в шляпе.

— Леша, — говорю я,— посмотри, приехал писать этюд Сер­гей Васильевич Герасимов.

Решили не беспокоить, не отвлекать его своими приветствия­ми, остались незамеченными. Сергей Васильевич некоторое время стоял и смотрел вдаль, потом взял маленький этюдничек, открыл и, стоя, с руки, начал писать, видно было, как энергично ходила его кисть.

Он стоял и писал, отвернувшись от нас почти в противополо­жную сторону. Я посмотрел именно туда. Что мог увидеть там художник? Желтеющий, почти ничем непривлекательный лесок с одиноко стоящей елкой, далью жнивья, за которой виднелись старые заводские постройки. Прошло не более получаса, а может, и меньше, как хлопнула дверка и машина уехала. Мы изумленно переглянулись. Как? Так быстро? А у нас уже много времени про­шло и еще далеко не все готово. Позже на выставке в Академии художеств, где проходила персональная выставка Сергея Василье­вича, я увидел и сразу узнал то место. Это был уже не этюд, а ма­ленькая по размеру, несколько вытянутая картина с дыханием осени, унылая пора, с одиноко стоящей елкой. Как мало сюжета, но как много сказано о русской природе!

Прошло много лет. Всегда, когда я смотрю на маленькие этю­ды Сергея Васильевича, выполненные в родном Можайске или в Италии, я вспоминаю тот незначительный эпизод встречи. Эти натурные этюды, написанные враз, на одном дыхании, с такой си­лой чувств, свидетельствуют о виртуозности мастера живописи. Непостижимая тайна тонов и соцветия в тенях, облаках или в ли­цах вносит волнующий восторг, как музыка ничего не изобра­жающая, но способная выразить все.

Каждый раз, приезжая в деревню Тихоново, я вижу ее обнов­ленной красочным нарядом. Все также краснеют рябины, еще краше осенний ковер косогора «Святого омута», в котором находят отражение все краски осеннего леса. Тишина и покой. А внизу Москва-река изогнулась излучиной и напоминает всегда мне зна­комые пейзажи Сергея Васильевича Герасимова.

Игорь Горохов


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"