На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Литературная страница - Критика  

Версия для печати

Мастера родной земли

В гостях у Аркадия Пластова

Много чудесных мест в России. Я хочу рассказать об одном из них – селе Прислониха Ульяновской области. Там я побывала совсем недавно, возвращаясь из поездки в Болдино. Казалось, что все интересное позади, но шофер остановил автобус в селе с удивительно веселым названием – «Прислониха». Слоны там, конечно, не водятся. Этимология слова связана со словами: «при склонах». Село так и называлось раньше: «Присклониха». Со временем буква «к» затерялась, так и получилась «Прислониха».

Село, действительно, находится при склонах: раскинулось у подножия холмов, заросших деревьями и кустарниками. Прислониха, русская красавица стоит в золотом кольце лесов, подступающих к самой околице. Прислонилась к горам, к покатым холмам, расставила деревянные домики, пасет коров да смотрит на пашни. В центре села – Церковь. А рядом – музей художника Аркадия Александровича Пластова. Старенький домик с палисадником, открытая, словно приглашающая нас войти внутрь, калитка…

С некоторой робостью я зашла в просторные сени, а затем в горницу: именно здесь расположился музей. Встретила нас хозяйка музея Романова Н.А. Простыми словами она начала рассказ о своем земляке, о художнике мирового уровня, большую половину жизни прожившем в Прислонихе. Но сколько в ее словах было искренности, доброты, неподдельного сочувствия. Много раз я видела произведения Аркадия Пластова (и репродукции на уроках русского языка, и картины в Третьяковской галерее), но не могла и представить, что их создатель жил рядом с нами.

С незапамятных времен деды и прадеды Пластова жили в деревне Прислонихе, в шестидесяти верстах от Симбирска, ныне Ульяновска. Дом его находится прямо напротив сельской церкви, которую его предки расписывали. Здесь, в Прислонихе, Пластов   родился, бегал по лесам мальчишкой. Художник был убежден, что крестьянская жизнь, особенно крестьянский труд не только красивы, но и понятны, просты, доступны кисти художника. Сила художника заключилась в том, что гигантский пласт жизни –   русское село, его природу, людей он знал изнутри.

В музее находятся и картины Пластова, и репродукции известных картин. Вот одна из них – «Фашист пролетел». На холсте – поздняя осень. Березы стоят уже голые. Только на дубах остались листья – тяжелые, бурые, пропитанные осенними дождями. Мы видим холм, поросший порыжевшей травой, а вдали, как сине-зеленый ковер, уходят к горизонту поля озимых. И над этими полями, уже далеко, летит самолет. Только что он пролетел здесь, над опушкой леса, над мальчишкой-пастухом, над его стадом. Фашист прижал машину к земле и бессмысленно, жестоко полоснул из пулеметов по скотине, по маленькому пастуху. Мальчишка упал мертвым на свою родную деревенскую землю. Сгрудились овцы. Воет над убитым собака. А над пробуждающимся к жизни полем озимых летит самолет, и фашист, должно быть, жалеет, что поле хлеба нельзя расстрелять из пулемета, как маленького пастуха. Война ворвалась в этот уголок России и внесла в него самое безобразное, самое бессмысленное, самое преступное из всего, что может произойти на свете, – насильственную смерть ребенка. Это преступление особенно ощутимо на фоне мирной, бесхитростной родной природы.

А вот еще одна картина – «Весна». Эта – совсем иная. Весна… Непокрытый предбанник. Большие слипшиеся снежинки падают на золотую солому, на розовое обнаженное тело женщины, только что вышедшей из бани. Женщина вымыла девочку – и вот одевает ее. Только тот, кто мылся в русской бане, кто знает удовольствие облиться в предбаннике ледяной водой, перемешанной со снегом, понимает, что женщине не холодно после жаркой бани, что она не торопится уйти из-под падающих снежинок, бессознательно радуясь ощущению своей молодости, здоровья, силы….

Если в первой картине зритель чувствует боль, негодование перед содеянным преступлением, преступлением против жизни, против русской земли, то во второй картине мы видим одно из самых поэтичных и чистых изображений женщины в нашей живописи.

После этой поездки я поняла, что удивительное – рядом с нами. Нужно только постараться увидеть это, различить среди шума и суеты. И, прежде всего, нужно любить то, что нас окружает – родную природу, свою малую Родину, свое Отечество.

Софья Кузнецова, учащаяся ОУ СОШ № 14 г . Сызрани Самарской области


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"