На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Литературная страница - Критика  

Версия для печати

Жили-были

Артисты достойно представили город авиационной науки – Жуковский

Спектакль «Дон Педро» по пьесе Сергея Носова муниципального театра «Стрела» г. Жуковского на фестивале-лаборатории в г. Омске в декабре 2017 г. Режиссер-постановщик Сергей Золкин.

Сюжет спектакля складывается из бесед двух пенсионеров при их случайных, ни к чему не обязывающих встречах. Они не друзья и не враги. Деликатные и осторожные в общении, они продукт коммунистической тоталитарной системы, вдруг прекратившей свое существование и оставившей их предоставленными самим себе, без заботливых и всесущих профкомов и парткомов. В них мы узнаем свое старшее поколение, а попутно и нынешних молодых, с которыми они неизбежно связаны. Действие происходит в постперестроечное время.

Темы бесед Антона Антоновича (артист Юрий Горбатиков) и Григория Васильевича (артист Алексей Писарчук) кажутся поначалу совершенно ничтожными. Вот они выносят по графику мусор к машине и начинают обсуждать то, как правильно спросить в очереди: последний или крайний? Каждый остается, понятно, при своем мнении, истина в таких спорах, вопреки поговорке, еще не родилась. Заметно, однако, что герой Юрия Горбатикова Антон Антонович (в дальнейшем просто АА) более выдержан, солиден, а Григорий Викторович (ГВ) немножко нервный и как бы слабоват в своих аргументах.

АА вышел без мусора и на вопросы ВГ по этому поводу отвечает, что ведро его вместе с мусором украли, когда он, выставив его на площадке, вернулся на звонок телефона. Звонила племянница о том, что выходит замуж за иностранца из Бразилии дона Педро. Так заявлена главная тема.

АА вышел к мусорке по привычке, а заодно, и посмотреть, не узнает ли он у кого-то свое ведро. Однако дело это бесполезное, кто же тут явится с его ведром сразу после воровства. Он заинтересовался лишь ведром самого ГВ, такого же цвета, также с поцарапанной крышкой и тоже с картофельными очистками, на что ГВ обиделся, и разговор был прекращен – интрига не получила развития. За такими пустяковыми разговорами, однако, возникала какая-то едва ли не мистическая многозначность, которая притягивала меня каждой минутой действия, и не только меня, что я понял под занавес, когда раздались крики «браво».

Эффект какой-то глубины происходящего крылся не только и не столько в тексте пьесы, которая очень хороша, сколько в уникальной игре артистов. Их лица представляли как бы живописные маски, которые менялись порой мгновенно. Лицу АА свойственна снисходительность, сдержанные паузы, он старший, ведущий в этом дуэте, а лицу ГВ – напряженность, опасливость, недоверие. За их беседами на бытовые темы угадывались иные миры, иные горизонты, чему способствовала также их не бытовая одежда, свойственная нынешним пенсионерам, донашивающим спортивные костюмы своей молодости. Один только театральный бант на груди АА многое значит (художник Андрей Шмельков). Они в каком-то своем, уже ушедшем, не реальном, не существующем мире.

Разговор незаметно переходит на политические темы. АА заявляет, что вышел из партии (конечно, из КПСС) «еще в июне, до августа 91-го, написав заявление». ГВ парирует, что вышел еще раньше, перестав платить членские взносы еще в 89 г., но АА убивает его: «Без заявления не считается. Вас восстановить должны. Вы восстановлены, как раз взносы заплатите». И что вы думаете? ГВ вдруг позорно и трусливо соглашается заплатить за несколько лет партии, которая уже не существует: «И заплачу. Вы думаете, не заплачу?» Откуда такая пугливость?

Оказывается, в советское время он побывал в Скворцово-Степанова. Для тех, кто еще не был в Скворцово-Степанова, услужливая Википедия сообщает, что это крупнейшая в СПб психиатрическая больница № 3, в которой 1250 сотрудников лечат 2100 человек, а территория всех корпусов составляет 25 гектар. Нетрудно догадаться, что ГВ когда-то болтал лишнее, за что и попал туда за инакомыслие. Лечение не прошло для него даром, он стал предельно законопослушным и боязливым, о чем свидетельствует еще более забавный эпизод.

ГВ рассказывает: «Был мне звонок телефонный за неделю до референдума. Поздоровались, вежливый голос такой. Вас беспокоит служба по изучению общественного мнения. Спрашивают:

– Доверяете ли вы президенту?

– А что? В чем собственно дело?

– Доверяю.

– Поддерживаете ли вы политику президента РФ?

– Вам кто-то сказал, что я не поддерживаю?»

Тут он схитрил, что ему якобы звонят в дверь и положил трубку. Выясняется, он не одобряет инфляцию, рост цен, коррупцию, а политику одобряет!

Постановщики назвали свой спектакль лирической комедией, но нет в нем, ни комедии, ни лирики, ни женщин вообще. Вместо лирики какой-то черный юмор. В гостях у ГВ полез АА под раковину и достал закатившийся когда-то туда стеклянный шарик, который оказался искусственным глазом много лет назад умершей жены ГВ. Спектакль явился на самом деле оригинальной трагикомедией. В ней никто не погибает физически, но так сломана и изуродована судьба и душа ГВ, что это, по большому счету, трагедия. Несомненно, пострадал и АА. Оба они являются теми, которых сегодня обидно называют совками.

Обратимся, наконец, к еще более яркому событию, которое и дало название пьесе и спектаклю. АА рассказывает, что у его племянницы Анютки пылкая любовь по интернету с доном Педро. «Мы таких страстей не знали», – восхищается он, но есть небольшая проблема – Педро женат и жена пока не дает развода. Теперь Анютка, догадывается ГВ, будет донной Анной, а сосед доном Антоном. По словам АА, дон Педро богатый и благороднейший человек – по фото видно, хочет приехать в СПб, купить квартиру и завести в России бизнес. По политическим убеждениям он порядочный человек и против своего президента никогда голосовать не будет.

Мало-помалу выясняется, однако, что дон Педро «аферист и чудовище», его разыскивает международная полиция Интерпол. Он мафиози, связан с наркомафией и ему нужно было прописаться у Анюты. Это еще не всё, он гомосексуалист, его не интересуют женщины, а только мужчины. АА, по всему видно, мудрый человек, но надо же, и он оказался наивным прожектером, попавшимся на мякине. Кстати, есть среди прочих забавная сценка, когда он кормит голубей крошками от батона и удивляется, что нет воробьев, отстрелянных как-то в Китае.

АА крепкий мужик, тертый калач, наверное, начальником был до пенсии, и выдержал удар в истории с доном Педро достойно. Он, солидный, лохматый и обреченный, как мамонт, еще и успокаивает ГВ, который тоже засобирался в Бразилию: «Ведь не всё плохо? Не всё же ухудшается? А какие образованные люди у нас в правительстве, как грамотно выступают… Чем больше богатых, тем богаче общество». Отдаленно слышится карнавальная бразильская музыка, и спектакль заканчивается.

Радует, удивляет и тревожит игра артистов Юрия Горбатикова и Алексея Писарчука. Их персонажи очаровательны в своем простодушии и незащищенности. Артисты достойно представляют город авиационной науки – Жуковский.

Лев Степаненко


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"