На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Литературная страница - Критика  

Версия для печати

Русский театр

Современная судьба

Размышления о русской культуре иногда ставят в тупик. Как могло случиться, что самый нетеатральный народ создал лучший в мире театр. А именно таким был русский театр, скажем, на рубеже XIX и XX веков в лице лучших императорских театров: Большого, Мариинского, Александрийского, Малого театра в Москве и, конечно, Московского художественного театра, родившегося на самом исходе прошлого века. Я думаю, что ответ на эту загадку нужно искать в особенностях русского характера, русской души и русской природы. Видимо, не ошибусь, если скажу, что фальшь театральности была побеждена силой русского реализма и русской духовности. Русский театр всегда следовал самым высоким канонам природы человека, естественности переживаний, правды и всегда соотносил ценности искусства с ценностями человеческой жизни.

Я позволю себе некоторую инверсию и начну с предложений. Мне кажется, что авторитет нашего Собора от съезда к съезду, несмотря на некоторые издержки, неуклонно растет. В этих стенах над нами все-таки витает дух Божий. Думается, что мы не в полной мере используем авторитет нашей организации. Поэтому у меня такие предложения.

Создать при Соборе комитет по культуре и искусству как постоянную трибуну русского национального общественного мнения по текущим вопросам художественной жизни.

Телевидения здесь у нас нет. В газетах выступают Иванов, Петров, Сидоров. А здесь может быть сформулировано мнение соборное, коллективное, и авторитет его неизмеримо выше, чем мнение отдельного критика или какой-то художественной организации.

Секции «Культура» принять участие в подготовке к 100-летнему юбилею Московского художественного театра, который грядет в 1998 году и, видимо, будет отмечаться на уровне ЮНЕСКО как событие всемирное.

Провести соборную встречу как этап подготовки на тему «Русский театр и современная судьба МХАТа имени Горького».

Организовать систему общественной поддержки МХАТу имени Горького в связи с подготовкой к юбилею 1998 года.

Я объясню, почему я сделал акцент на Художественном театре.

Мне представляется, что сегодня многие из нас недооценивают театральное искусство отчасти потому, что впечатление о нем создается известными театральными коллективами, телевидением и тому подобными организациями, в которых театр предстает как сцена-подмостки, на которых совершаются демонические оргии, непристойные действа, пошлость, балаган. Поверьте, с подлинно реалистическим народным театром, который стали уже забывать, ничего общего это не имеет. Вместе с тем поддержка театральной культуры крайне необходима, потому что это искусство необычайно хрупкое. Скажем, литературную традицию можно продолжить, изучая произведения прошлого по литературным источникам, картинам художников. Но в театре (может быть, единственном из искусств) традиция и явственность передаются из рук в руки живыми людьми. Если ее прервать, то можно убить искусство вообще и то направление, в котором оно развивалось.

Между тем сегодня в Москве (я с полной ответственностью это заявляю) есть театральный организм, который пробился как живой зеленый росток сквозь асфальт, через все препоны и продолжает подлинно русскую национальную традицию. Я говорю о Московском художественном театре под руководством Татьяны Васильевны Дорониной, о ее труппе — блестящих перспективных молодых дарованиях, — составляющей большое будущее этого театра, о прекрасном русском репертуаре и, кстати, с русской публикой тоже, что является неотъемлемой составляющей настоящего театра. Репертуар, актеры, режиссер, публика — это единое целое, и каждый компонент здесь крайне важен.

Я хочу обратить ваше внимание сегодня, что этот театр нуждается в поддержке. Всем памятен прошедший около десяти лет назад, конечно, искусственно спланированный и рассчитанный на определенные цели раскол в Московском художественном театре. Он не имел под собой никакого мотива, как хотел бы показать Ефремов. Там сложился свой клан: Смелянский, Шатров, Гельман и еще некоторые лица, которые, прикрываясь именем Ефремова, решили сделать свой театральный организм. Не случайно потом было предложение назвать этот театр именем Гельмана, потому что действительно в какой-то период на его подмостках шло подряд шесть пьес этого автора. Сейчас этот театр носит имя Чехова.

Драматизм заключается в том, что сегодня этот театр претендует на монопольное владение именем Художественного и заявляет, что (это совершенно не соответствует реальности) только он продолжает традиции старых мастеров этой сцены. Я на мгновение отвлеку ваше внимание и назову репертуар, который сегодня идет в этом театре. Достаточно будет одних названий: «Плач в пригоршню», «Любовь в Крыму», «Блаженный остров», «Брачная ночь», «Нечаянная радость» и т. д. То есть впечатление такое, что это какой-то бульварный театр на окраине Парижа.

Может быть, кто-то слышал или видел передачу недавно по телевидению, где выступала Ирина Мирошниченко, работающая в театре у Ефремова, бывшая жена Шатрова (извините за такую подробность), которая говорила, что именно МХАТ в Камергерском переулке — единственный наследник Московского художественного театра. И сегодня нацелена вся система государственной поддержки, мобилизованы средства массовой информации и другие силы на то, чтобы именно этот театр поставить в центр будущего юбилея. Думаю, что если такое произойдет, то это будет глубочайшая несправедливость, наш величайший национальный позор и преступление.

Обращаю внимание прежде всего москвичей на эту проблему. Поверьте, что она не так второстепенна, как может показаться на первый взгляд, перед лицом наших бурь и катастроф, которые мы сегодня испытываем. Идет тотальное вытаптывание русской культуры. Если погибнет одна ее часть — музыка, театр или живопись, — то вы сами почувствуете, какое это будет крушение, а мы стоим на пороге катастрофы русского театра. Я не знаю других столь организованных, подготовленных, последовательных в отстаивании канонов русской культуры организмов, как Московский художественный театр на Тверском бульваре. Призываю вас к всемерной его поддержке.

*Из выступления на III ВРНС в декабре 1995 г.

Марк Любомудров, театровед (Санкт-Петербург)


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"