На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Литературная страница - Критика  

Версия для печати

Держать заставу богатырскую!

О книге П.Д. Чалого

Писатели послевоенного поколения – люди героические, потому что они – дети героев войны.

И всё, о чём пишет поколение детей войны, является продолжением стоической защиты национальных ценностей, культурного наследия нашего народа.

Эти позиции отстаивает и воронежский писатель, журналист, переводчик Пётр Чалый в своей книге «На заставе богатырской», вышедшей в 2012 г. в издательстве ГУП ВО «Воронежская областная типография».

Начинается книга о героях Великой Отечественной войны – жителях Воронежской, Белгородской, Харьковской земли – историей о походе князя Игоря «на синий Дон». Автор вслед за историками и археологами прослеживает путь Игорева войска: от теперешнего районного городка Новгород-Северского на Черниговщине до Оскола-реки. Вместе с ранними и современными исследователями он пытается докопаться, «Где теперь ты, Каяла? Где Сальница с Сюурлицей», что значатся в «Слове о полку Игореве». П. Чалый соглашается с харьковским историком Михаилом Гетманцем, что Игоревы дружины шли по Торовской дороге к речке Макатихе-Каяле меж нынешними городами Изюмом и Славянском.

Но в целом книга П. Чалого – о героях последней (дай-то Бог) войны, что сражались с фашистами на той земле, где некогда прошли навстречу врагу воины князя Игоря.

Много сегодня говорится, к примеру, о наших просчётах и поражениях подо Ржевом и редко вспоминаются героические страницы истории, которых гораздо больше. И не надо забывать, что за Ржевским «котлом» был Сталинградский, где в плен попала 91 тысяча вражеских солдат и офицеров, а в Острогожско-Россошанской операции – 86 тысяч. Этот южный край России и охватывается повествованием Петра Чалого. В каждом селе здесь – герои. В книге представлены лишь немногие из них, а нам в краткой статье не привести и малой толики славных имён.

В ходе Острогожско-Россошанской операции у села Варваровка, тогда Воронежской области, а ныне Алексеевского района Белгородской области, на пути «международных» фашистских войск встал гарнизон из двухсот человек, на четверть из мобилизованного на ходу гражданского населения, который возглавил заместитель начальника штаба 48-й гвардейской стрелковой дивизии майор Николай Евстафьевич Захаров. Гарнизон, который  имел шесть орудий, пять танков и два броневика, трое суток сдерживал и громил наступающего врага. На одного нашего бойца приходилось 60–65 итальянцев и немцев. Под Варваркой наши уничтожили 3 тысячи вражеских солдат и офицеров, 6 тысяч взяли в плен: 70 офицеров, 3-х полковников и 4-х подполковников.

Братья-близнецы Михаил и Дмитрий Кузьменко из села Криничное Россошанского района приняли боевое крещение в Сталинграде, воевали на Курской дуге, участвовали в освобождении Украины, Польши, Германии. «9 мая 1945 года все салютовали победу, а миномётчики ещё целую неделю воевали с гитлеровцами…». Среди их наград: «За отвагу», «За освобождение Праги», у Дмитрия – орден боевого Красного Знамени, у Михаила – ордена Славы второй и первой степени. Домой братья вернулись только в 1947 году.

Уроженец воронежской деревни Кантемировка маршал авиации А.Н. Ефимов свой первый боевой вылет совершил в 19 лет, а в 22 года уже был удостоен звания дважды героя Советского Союза. «О себе скажу так, – приводит автор книги слова лётчика, – от Подмосковья до Эльбы прошёл я на Ил-2, и он ни разу не подвёл меня». «Подобного штурмовика, – продолжает П. Чалый, – ни у наших союзников, ни у врага не было».

Особую часть книги занимает документальная хроника ещё одного подвига, который впору сравнить с приключениями Робинзона Крузо. Жительница Россоши Надежда Матвеевна Наталич работала фельдшером на пароходе, который война застала в Мурманске. Судно доставляло военные грузы наших союзников – англичан – в Мурманский порт. Фашисты разбомбили корабль, и команда едва смогла спастись, добравшись на шлюпке до заснеженного необитаемого острова. Здесь моряки, фельдшер и кот просуществовали почти год, схоронив многих своих товарищей, умерших от голода и болезней. Не может не тронуть такой эпизод: фельдшер Надежда замерзала в сугробе, а  кот лежал у неё на груди, и, когда она застывала, он царапал её лапой, не давая забыться. Когда кот услышал голос рулевого Васи Бородина, искавшего Надежду, то разрыл снег и пополз к нему. Так женщина была спасена.

Пётр Чалый, рассказывая о героях войны, отдаёт дань русскому крестьянину, который, как и в былые времена, в 1941-м оставил соху и взялся за оружие, чтобы защитить свою землю. «Прясельных мужиков, – пишет П. Чалый, – в старину наряжал сельский  мир присматривать за околичной изгородью, говоря языком русской былины – держать заставу богатырскую». Такой заставой сегодня является народная память и мужество нынешних защитников Отечества, не растративших генетический код своих предков. (Немало уроженцев этого края стало и героями Кавказской войны 1990-х.)

С 1980-х гг. на россошанскую степную землю приезжали итальянцы – бывшие фронтовики фашистской армии и их потомки – поклониться своим товарищам, павшим здесь. П. Чалый приводит цитату итальянского офицера Нуто Ревелли: «Летом 1942-го двести поездов привезли альпийский корпус на русский фронт, весной 1943-го только тринадцать маленьких поездов отвезли в Италию счастливых уцелевших».

Итальянцы вспоминали многочисленные случаи, когда русские спасали жизнь им, взятым в плен. В Италии, где сооружён мемориал жертвам «восточного похода», почётное место отведено русской женщине. «…Она в трудную минуту смогла удержать праведный гнев, бралась помогать не врагам, а людям, обречённым на гибель проклятой войной», – вспоминал полковник в отставке Джузеппе Бортолуцци, возглавляющий ассоциацию ветеранов альпийских стрелков.

Сегодня, когда по улицам Киева, «матери городов русских», маршируют толпы в фашистской форме, как не обратиться к военным воспоминаниям итальянского офицера Нуто Ревелли, приведённым в книге П. Чалого: «Немчура проклятая!.. Вы плевали в лицо тем, кто пробивал вам дорогу, вы бросали в снег раненых, чтобы вам было удобнее разместиться в избах. Не могу за вас сражаться и всегда готов драться против вас». Этот офицер вернулся в Италию и возглавил партизанский отряд «Память павшим».

Завершает свою книгу П. Чалый историей заселения Харьковско-Белгородско-Воронежской земли, на которую с начала XVII в. с севера приходили великороссы, а из Малороссии днепровские козаки – черкасы, бежавшие от польского гнёта «под руку Московского государя». Именно козаки, поскольку «казаки обживали тихий Дон южнее», – поясняет П. Чалый. Так, вдоль границы на запад появились слободские полки – Изюмский, Харьковский, Ахтырский, Сумской, несколько веков служившие оплотом южной границы России.

Как тут не упомянуть о «Новой походной песне слободских полков», написанной в 2005 г. харьковским поэтом Станиславом Минаковым, который также, как и Пётр Чалый, обращается к истории родного края, находя в ней защитника соотечественникам и судью врагам:

…По Полтавскому Шляху на Киев
командиры пехоту ведут,
Это наши полки слободские
за победой на запад идут.

А за ней с чудотворной Песчанской
выступает изюмский отряд,
Чтобы нечисти ханской и панской
прекратить непотребный парад...


…Поднимайтесь – и Ворскла, и Уды,

встань, народ, от Сулы до Донца

против ведьмы и против иуды.

У которого нету лица!

 

Мы не предали отчую славу

и над Лаврою свет золотой!

Постоим за Луганск и Полтаву,

за поруганный Киев святой!..

Но это не начало истории донской, слободской земли. П. Чалый напоминает нам, что славяне жили здесь с незапамятных времён до конца X века, пока их не вытеснили «неразумные хазары».

Дай-то Бог, чтобы и сегодня неразумные «иных времён татары и монголы» не диктовали свои порядки на нашей политой кровью и потом русской земле, не выбивали дикой глобализацией из традиции великой культуры великороссов и малороссов.

Фёдор Тютчев сказал: «Истинный защитник России – это история». И книга документальной прозы Петра Чалого «На заставе богатырской» подтверждает, что наша история – защитник серьёзный.

Ирина Ушакова


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"