На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Литературная страница - Библиотека  

Версия для печати

Россия для русских

Из «Маленьких писем»

Первые упрёки прошлому царствованию раздались со страниц ежемесячников за то, что оно стеснило инородческое население империи: поляков, финляндцев и особенно евреев, а потому необходимо сейчас же дать им хорошие права.

Разберем спокойно это происшествие.

Прежде всего меня удивляет это русское великодушие (предполагаю, что упрекают русские, а не евреи и поляки): «не нам, не нам, а другим». Отчего не нам, а другим? Неужели оттого, что существует или существовала удивительная политическая формула, которую можно выразить такими словами: «надо удовлетворить беспокойные элементы, чтобы они успокоились и не роптали». О спокойных элементах молчат, точно удовлетворять надо только тех, которые кричат, волнуются, свищут, а тех, которые спокойно и прилежно работают, надо предоставить их судьбе. Они никого не тревожат, стало быть, совершенно довольны и ничего не желают. Дитя не плачет, мать не разумеет. Но я думаю, что эта пословица отнюдь не может быть занесена в хорошие педагогические заповеди.

Я понимаю прошлое царствование совсем не так. В основу его, по моему убеждению, легло правило: «Россия для русских». Вместо того, чтобы стремиться «удовлетворять беспокойные элементы», потому что они беспокойны и воинственны, оно именно их не удовлетворяло. Оно, кажется мне, думало: чтоб успокоить беспокойных, надо, чтоб спокойные выросли и составили крепкое ядро. Чтоб достигнуть этого, надо постепенно дать больше простора коренному русскому населению, надо его возвысить образовательно и политически, ибо им держится государственное единство и им оно растёт. Пора перестать не только сражаться за чуждые алтари и престолы, но пора перестать смотреть на коренное население империи как на нечто низшее и прибегать к осужденному уже историей приёму, который сделал конституционную Польшу в самодержавной России и старался большую часть своего внимания и забот обратить на рост окраин. Русское ядро населения должно быть крепко, ибо только с его помощью можно владычествовать над народами, входящими в состав Российской империи, и вносить культуру в те новые страны, которые открываются нам в Азии. Если мы ещё не совсем Европа, то, во всяком случае, мы любим европейское просвещение и поставлены географически перед Азией, относительно которой Европа есть не что иное, как полуостров. Эпоха завоеваний оружием для нас проходит, настает эпоха укрепления наших приобретений культурою. Коренному населению необходимо дать больше свободы и самоуправления, чем инородцам, чтоб оно явилось могучим культурным центром и направляло окраины и стягивало их в единство государственное; надо раз навсегда, вследствие этого, поставить пределы тем влияниям немецким, польским, финляндским, еврейским, которые открыто или окольными путями пробивались на самую поверхность в ущерб коренному населению. Ничего нет завидного в том, что немцы являлись установителями дисциплины, порядка и культуры в России; ничего нет завидного в том, что в царствование Александра I поляк являлся одним из лиц, от которых зависели судьбы России. Ничего не будет завидного в том, что вместо немцев явится нашим культуртрегером ловкий и даровитый еврей, получивший все права гражданства и наполнивший высшие учебные заведения.

На кого мы можем сослаться, как на пример для подражания? На англичан.

Англичанин покорил себе почти полмира, потому что он прежде всего и больше всего заботится о себе, о своей англосаксонской расе. Он всячески рос и укреплялся, он развивал свою свободу, свое просвещение, свою торговлю, свою промышленность. Он стремился стать достойным руководителем своих народов и колоний, не завертываясь в сентиментализм. Он сделал еврея полноправным гражданином только тогда, когда сам вырос и окреп так, что чуждые влияния были ему не страшны. Он не выпускает ещё на полную свободу Ирландию и держит в своей просвещенной опеке все колонии, понимая, что единство управления – великая сила. Пример Англии нам подходит тем более, что она является властительницею народов, только что начинающих или начавших свою культурную жизнь, и мы находимся совершенно в том же положении и наши задачи имеют одинаковый характер. Ни разбрасываться, ни отвлекаться частными вопросами нам не следует, чтобы крепче держаться за наши главные цели.

«Россия для русских» именно в том и заключается, чтоб русские люди явились везде как крепкая политическая сила, властная и интеллигентная. Я не буду говорить подробно сегодня о всём том, что сделано для этого в прошлое царствование. Достаточно сказать, что было заложено много для подъёма русской культуры, для самостоятельного развития коренного русского населения. Времени было слишком мало, чтобы усилия прошлого царствования дали плоды заметные и для предубеждённого взгляда. Но русское самосознание выросло и, выражаясь словами профессора В. О. Ключевского, Европа «признала Россию органически необходимой частью своего культурного состава, кровным, природным членом семьи своих народов». Наше будущее должно быть непрерывным, сознательным ростом наших умственных и материальных сил в том же направлении «Россия для русских». Наш государь, молодой летами, но «старый своими государствами», как прекрасно выражались наши бояре иностранным послам про своих молодых государей, наш государь торжественно обещал идти по этому же «лучезарному пути». Только этот путь, путь «России для русских», и может быть лучезарен. Мы должны расти для самих себя и для того, чтобы быть достойными воспитателями, помощниками, братьями народов, которых Русь сплотила вокруг себя и которые могут ещё примкнуть к ней. И мы понимаем, как и англичане, что единство управления, единый царь – великая сила. Царствования не повторяют друг друга. Каждое вносит свои элементы, свой характер. Но лозунг «Россия для русских» останется, как непреложное начало, не только ничем не вредящее всякому преуспеянию науки, просвещения, гражданственности, но укрепляющее всё это оригинальностью народного характера, русского опыта и русских дарований. Пусть пессимисты говорят, что хотят, но Россия выросла и возмужала. Это далеко не та юная, каменная, но легкомысленная и неумелая Россия 60-х годов, не Россия 70-х годов, запутавшаяся в противоречиях, которые привели нас к нелепым и возмущающим душу опытам революции снизу. Нынешняя Россия полна опытом, умом, знанием, здравомыслием, и всем этим надо пользоваться и пора пользоваться не при помощи одних канцелярий и журналистики. Правительство никогда не имело причин раскаиваться, когда обращалось к здоровым силам населения, и ту русскую трудолюбивую, разумную провинцию, в минуты ли великих реформ, в минуты ли государственной нужды. Когда говорят: «людей нет», говорят это те, которые думают, что из окон канцелярии все люди видны. Оттуда видно весьма немногое...

6 (18) декабря 1894 года, № 6744

Алексей Суворин


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"