На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Православная ойкумена  
Версия для печати

Записки о современных православных христианах Иордании

Очерк

Род Гури с 1860 г. борется за права православных арабов на Святой Земле. «Мы — не религиозная община, не секта, не землячество и не меньшинство, мы — иорданские и палестинские арабы» (1) — твердо заявляет мой друг Эмиль Гури, иорданский православный христианин, палестинец по происхождению.

Конец XIX в. был временем, тяжелого, продолжающегося уже пятое столетие османского владычества над регионом, которое в полной мере ощущала на себе проживающая на канонических территориях Иерусалимского и Антиохийского Патриархатов их арабская-палестинская, трансиорданская и сирийская паства. Они в одинаковой степени подвергались католическому и протестантскому прозелитизму, который зачастую представлял большую опасность для сохранения православного присутствия на Святой Земле нежели гнет исламской Османской империи. Однако православная арабская паства, и в первую очередь Иерусалимской, признанной «Матери Церквей», испытывала еще один гнет. Как отмечает автор книги «Антиохийский и Иерусалимский Патриархаты в политике Российской Империи 1830-е – начало ХХ века» М.И. Якушев: «Среди русских начальник Русской Духовной миссии в Иерусалиме архимандрит Порфирий (Успенский) был первым, кто обратил внимание на характер сложных греко-арабских отношений и подверг жесточайшей критике греков за установленную ими ксенократию» (2). В 60-х годах XIX века напряженность в отношениях переросла в стихийные выступления православных арабов против тех или иных действий Иерусалимской Патриархии, полностью состоявшей из греков.

Греческие иерархи старались оправдывать оказываемое Стамбулом доверие, удерживая в покорности Оттоманской Порте православные народы, включая арабов. Опять же, как указывает М.И. Якушев, ссылаясь на заключение секретаря ИППО В. Хитрово, «… в то время как в Палестине араб чувствовал себя бесправным парием, угнетенным не только местной властью, но и иноплеменными греческими пастырями, православный же сириец, благодаря своему относительному благосостоянию, был менее зависим от местной церковной власти» (3). Трансиордания или Заиорданье — обширный и без фиксированных границ район к востоку от реки Иордан получил в 1921 году название Эмират Трансиордания в рамках Британского мандата. Зависимый от Великобритании Эмират, получивший независимость 25 мая 1946 г., был переименован в Хашимитское Королевство Иордании в 1950 г. К этому времени после первой арабо-израильской войны 1947-1949 гг. в состав Королевства входили Западный берег реки Иордан и Восточный Иерусалим. Естественно, Хашимитское Королевство Иордании входило в каноническую территорию Иерусалимского Патриархата. Многие из 60 тыс. беженцев-православных христиан осели на территории Королевства. Иорданские и палестинские православные, включая оказавшихся в пределах государства Израиль, составляли одну дружную семью братьев по вере.

Со сменой государственного строя и правителей в Иордании засилье греческой церковной иерархии в Иерусалимской Православной Церкви (ИПЦ) оставалось прежним. От него в одинаковой степени страдала как и иорданская, так и палестинская паства. Их представители пытались объединиться, чтобы выступать общим фронтом в борьбе за свое участие в управлении церковной жизнью. В июле 1923 г. и в октябре 1931 г. в Яффе состоялись 1-й и 2-й Конгрессы православных арабов, требовавшие от греческих клира и епископата допустить арабов до управления различными сферами церковной деятельности. После арабо-израильской войны более половины паствы ИПЦ проживало на землях древнего Заиорданья и Западном берегу реки Иордан, включая Восточный Иерусалим. Остальные проживали в Государстве Израиль и секторе Газа.

23 марта 1956 г. в Иерусалиме прошел 4-й конгресс православных арабов. Его участники потребовали от правительства Иордании издать новый Устав для ИПЦ, где было бы закреплено право участия Смешанного церковного совета, состоящего их клириков и мирян с арабским большинством, во всех делах Церкви, в частности в управлении церковным имуществом и наблюдением за школами, не вторгаясь в богуслужение. Участники Конгресса также потребовали права Смешанного совета участвовать в выборе кандидатуры на Патриарший престол, а также введения арабов в Святогробское братство. Деятельность этого древнейшего Братства хранителей Святого Гроба была разрешена еще халифом Омаром и всеми его преемниками. Она признается и руководством Израиля. Это Братство является источником пополнения черного, а значит фактически лишь греческого духовенства, узурпирующего власть в ИПЦ. Не греки в Святогробское братство не допускались.

В конце того же года был опубликован новый Устав ИПЦ, предусматривавший создание Смешанного церковного совета из 6 членов клира и 12 представителей мирян. Треть доходов Патриархии планировалось передать под контроль паствы. Было сформулировано требование об избрании в Священный Синод двух епископов-арабов от православных общин Иерусалима и Аммана. Однако большинство норм Устава не было выполнено, Святогробское братство осталось закрытым для лиц негреческого происхождения.

В 1958 г. иорданское правительство Самира Рифаи издало новый Устав ИПЦ. Новое законодательство оставило в силе прежнее неравноправное положение в ИПЦ, наделявшее исключительными прерогативами греческие клир и епископат и фактически лишавшее арабскую паству участия в делах Церкви.

Не следует делать вывод, что арабские христиане, считающие себя, наряду с обращенными иудеями, первохристианами и участвовавшие в создании Иерусалимской и Антиохийской Церквей, после вступления на Иерусалимский престол в 1537 г. сменившего последнего арабского Патриарха Дорофея II (Аталлу) грека Германа II и начавшейся полной эллинизацией высоких уровней церковной иерархии, только и делали, что занимались борьбой за утерянное право управлять делами Церкви. Это далеко не так. Во-первых, православные исторической Палестины и Иордании отнюдь не грекофобы. Лояльно относящиеся к ним греческим священникам они платят той же монетой. Во-вторых, с XVI до начала ХХ вв. арабские христиане на Святой Земле, ставшей частью Османской империи, несмотря на ухудшение их положения по сравнению с арабо-исламской эпохой, продолжали играть весьма заметную роль в обществе с подавляющим количественным превосходством мусульман. Здесь уместно привести красноречивое признание Хасана ибн Талала — сына иорданского короля Талала ибн Абдаллы: «Значение христиан в экономической, культурной и политической жизни современного арабского мира несоизмеримо с их небольшим числом среди нас. В течение XIX в. христиане в Сирии, Ливане и Палестине играли главную роль в арабском возрождении. Из их рядов вышла целая плеяда выдающихся ученых, которые вернули арабскому языку его былой блеск и после мгновекового упадка возродили арабское культурное наследие и заложили основы арабского национализма» (4).

Христиане арабы, и это относится и к иорданцам, внесли весомый вклад не только в «арабское возрождение», противостоящее отуречиванию инородных подданных Османской империи, но и наряду с активизировавшимися на политической сцене в начале ХХ в. мусульманами, ярко заявили о себе в арабском национально-освободительном движении с установкой на освобождение от турецких гегмонистов. После Первой мировой войны в ходе национально-освободительной борьбы против западного империализма и сионистской угрозы арабские христиане, сплачиваясь с мусульманами, ощущали себя как убежденные арабские патриоты, напрочь отметающие конфессиональную изоляцию. Вклад арабских христиан, и в частности православных, в борьбу с империализмом и сионизмом трудно переоценить. Их роль особенно заметна в политической и информационных областях. Среди них руководители политических партий, профсоюзов, редакторы газет и журналов. В первой половине ХХ в. христиане представляли наиболее образованную часть традиционного арабского общества. Появилась целая когорта христианских писателей и поэтов, получивших всеарабскую известность. Среду ближневосточных интеллектуалов серьезно пополнили выпускники школ Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО) на Святой Земле.

В результате израильской агрессии в июне 1967 г. Западный берег реки Иордан и Восточный Иерусалим были оккупированы Израилем. По имеющимся данным среди 300 тыс. арабских беженцев, покинувших оккупированные территории, многие были христианами. В результате поражения арабов Патриаршая резиденция в Восточном Иерусалиме оказалась на оккупированной территории. Право утверждения Патриархов на престол перешло в руки правительства Израиля. Во время войны, с целью унижения арабов названной израильскими пропагандистами «шестидневной», солдаты ЦАХАЛ в очередной раз осквернили Храм Гроба Господня и обстреляли из пушек христианскую святыню — храм Рождества Христова в Вифлееме. После войны 1967 г. жизнь христиан на оккупированных территориях да и в самом Израиле значительно ухудшилась. Они оказались беззащитны перед лицом дискриминации со стороны радикальных сионистов. На Западном берегу реки Иордан, в Восточном Иерусалиме и в секторе Газа они наравне с мусульманами испытывают все тяготы оккупационного режима.

Их братья по вере в Иордании — полноправные члены общества. Среди их христианской православной общины в Иордании и Палестине, насчитывающей, по словам д-ра Ихсана Хамарне — председателя Иорданского православного общества культуры и образования, около 300 тыс. членов, приблизительно 150 тыс. составляют православные. В самой Иордании 160 тыс. христиан; две трети из них составляют православные. В парламенте Иордании восемь христиан, двое из них православные. Обычно в правительстве имеется два-три министра христианского вероисповедания, сейчас в нем министр-православная женщина. Среди православных немало преуспевающих бизнесменов, преподавателей, врачей, представителей сферы искусств. Помимо оседлого городского населения, в Иордании проживает целый ряд племен, члены которых исповедуют православие. Русский журналист и писатель Сергей Путилов перечисляет их в журнале «Всемирный следопыт». Это Хиджазин и Аль-Халаса в районе Керака, Аль-Азейзат и Аль-Хамарне у Мадабы, Аль-Дабабна, Аль-Кавакши и Ан-Набур возле Салта и др. В августе 2014 г. на встрече с представителями Православных Церквей на Ближнем Востоке король Иордании, Абдалла II ибн Хуссенй заявил, что мусульмане и христиане в стране «составляют одну семью, работающую на благо общества» (5).

Находящиеся под защитой эмира, затем короля иорданские православные, как и все христиане, были избавлены, в отличие от своих соседей-палестинцев, от преступных действий израильской военщины. В то же время они, как и их палестинские братья, продолжали испытывать гнет со стороны высшего православного духовенства, почти поголовно представленного греками. В Святогробское братство, формирующем клир и епископат ИПЦ, по-прежнему не допускались арабы. Дело доходило до того, что возможных претендентов на вступление в монахи и Братство греки обязывали жениться, после чего те могли лишь пополнить скромное арабское приходское белое духовенство. Путь в архимандриты, игумены, епископы арабам фактически был закрыт. Лишь в конце 2005 г. Иерусалимский Патриарх Феофил III совершил архиерейскую хиротонию палестинца родом из Галилеи. В 1991 г. он стал священником в храме Гроба Господня, а 1 декабря 2005 г. был рукоположен Патриархом Феофилом III на пост архиепископа Севастийского. Ставший за последние десятилетия первым архиереем негреческого происхождения в ИПЦ, он избрал себе имя Аталла в память о последнем арабском Патриархе на Иерусалимской кафедре — Аталле (Дорофее II). Стремясь закрепить свою идентичность в рамках Эмирата и затем Королевства и сплотить силы для противоборства теократической власти греческих иерархов в ИПЦ, игнорировавших мнение и позицию своей паствы, иорданские православные создают свои общественные организации.

Так в ноябре 1925 г. в столице Эмирата Трансиордания — Аммане была основана Арабская православная ассоциация, призванная заниматься проблемами православных и в первую очередь созданием удобных мест отправления их культа, поскольку таковых не имелось, несмотря на то, что православная община в Трансиордании была самой многочисленной среди других арабских христианских общин. В октябре 1929 г. Ассоциация с официального согласия премьер-министра была переименована в Общество православного возрождения. 26 января 1931 г. впервые прошли выборы в административный совет Общества. С самого своего возникновения организация озаботилась обеспечением права православного населения на церковную жизнь с участием своих представителей в управлении делами Иерусалимской Патриархии и сбережении своего духовного и культурного наследия. В Обществе была создана группа, в задачи которой входило в сотрудничестве с подобной палестинской группой реализовать решения Комиссии Бертрама и Янга, созданной в марте 1925 г. и уполномоченной правительством Британского мандатария способствовать решению катастрофического к тому времени конфликта арабской православной паствы с греческим клиром и епископатом. Комиссия рекомендовала пересмотреть устаревший Устав ИПЦ, разрешить доступ арабов в Святогробское братство, участие арабских приходских священников в выборах Патриарха, создание Смешанного совета из арабов и греков, который позволил бы арабам участвовать в управлении и распределении доходов ИПЦ. Однако греческие иерархи отказались принимать рекомендации Комиссии как посягающие на «подрыв Патриархата».

Административный совет Общества в ноябре 1932 г. на собранные пожертвования приобрел земельный участок и зарегистрировал его на свое имя. Уже новый состав административного совета, избранный в 1947 г., завершил строительство Преображенского храма на приобретенном участке. Он был торжественно открыт и освящен. Это единственная, полностью построенная на средства прихожан церковь на канонической территории Иерусалимского Патриархата, не принадлежащая ему.

До 1969 г. бессменным руководителем Православного общества возрождения оставался Саад Абу Джабер.

За этот период было построено здание на улице Итальянской больницы, включавшее в себя комплекс из жилища священника, офисов Общества, пяти подсобных помещений. Во время правления этой администрации при Обществе была создана Ассоциация женщин и построено в Умм аль-Хейран первое христианское православное кладбище.

В 1969 г. Общество православного возрождения возглавил сын прежнего, покойного председателя, успешный бизнесмен, историк и автор таких книг, как «Историческая справка о проблеме православия до окончания Британского мандата над Палестиной» и «Христианское присутствие в Иерусалиме в XIX-XX вв.», доктор Рауф Саад Абу Джабер. Ныне уважаемый старейшина всей православной общины Иордании и Палестины руководил Обществом до конца 2013 г.. За это время была достроена церковь на улице Курейш, внутри которой расположились молельный зал и дополнительные помещения. Под его же руководством в 1972 г. была создана Молодежная организация православного возрождения, образован специальный комитет, занимавшийся обеспечением деятельности Преображенской церкви, религиозным образованием ее прихожан через воскресные школы и церковным хором. К участию в церковных праздниках стали привлекаться скауты. Общество возрождения организовывало молодежные лагеря, ежегодные базары, оказывало помощь нуждающимся семьям. Комитет по делам женщин проводил еженедельные лекции на разнообразную тематику.

Общество православного возрождения ведет надзор за состоянием и внешним видом Преображенского храма, заботится о других православных церквах. Так оно участвовало в строительстве церквей в районе Маркя и в Аджлюне, обновлении здания церкви в Шатана и других церквей. Члены Общества полностью реставрировали церковь постройки 1914 г. в Эс-Салте — первой столице Иордании во времена Трансиорданского Эмирата. В ходе реставрации покрыли позолотой стены и купола церкви. Общество ухаживает за православными кладбищами. Оно оказывает постоянную поддержку монастырю иконы Божией Матери «Живоносный источник» в Дибине. Вся эта деятельность основывается на внутреннем уставе организации, в статье три которого членам Общества православного возрождения предписывается:

  • повышение уровня духовного окормления, социального обеспечения и приобщения к культуре в равной степени как православных, так и всего иорданского гражданского общества;

  • забота о воспитании духа патриотизма наряду с уделением особого внимания сохранению святынь и вакуфного имущества православных;

  • забота об улучшении материального положения арабского приходского духовенства;

  • открытие центров профессионального обучения и участие в центрах социального развития;

  • поддержка через предоставление стипендий нуждающимся учащимся и студентам для завершения их образования.

В настоящее время Общество возглавляет Шаукат Тадрус, по профессии фармацевт.

В начале 50-х гг. прошлого века в иорданской столице шла активная работа по созданию вслед за Обществом православного возрождения второго объединения иорданских православных христиан — Иорданского православного клуба. История этого клуба восходит к возникновению его предшественника в Яффе в 1924 г. Это был первый культурный и общественный клуб в Палестине. Он ставил перед собой задачи образовательного, культурного, спортивного и общественного развития молодежи. В 1947 г. Союз арабских православных клубов в Палестине принял решение о создании православного клуба в Аммане, но последовавшие в 1948 г. события: раздел Палестины и образование Государства Израиль в 1948 г. не позволили реализовать этот замысел. В том же году молодые люди, члены православного клуба в Яффе, волею судеб оказавшиеся в Аммане, вместе со своими влиятельными и состоятельными братьями по вере создали подготовительный комитет под руководством Сулеймана Сакра. В 1952 г. в Аммане при правлении короля Хусейна ибн Талала был официально открыт Православный клуб с теми же целями, что и у его предшественника в Яффе. С той поры он не прекращал свою работу.

Иорданский православный клуб — независимая общественная организация со всеми правами юридического лица, с финансовым и административным самоуправлением на основе внутреннего устава. Клуб играет культурно-просветительскую роль в православной общине страны, предоставляя своим членам возможность культурного досуга, занятий физкультурой и спортом. Он преследует цель повышения социального, культурного и спортивного уровня православной общины, активное взаимодействуя с арабскими православными учреждениями, объединениями, школами в Хашимитском Иорданском Королевстве. Он сотрудничает с арабскими клубами идентичной направленности. В 1970 г. Клуб обосновался в столичном районе Абдун и с этого времени не менял своего местоположения. Он известен успехами своих членов на спортивном поприще, завоевывая заслуженные награды на местных, региональных и международных состязаниях по баскетболу, плаванию, теннису, пинг-понгу и другим видам спорта. В Клубе работают лектории, проходят семинары и круглые столы, торжественные мероприятия по памятным и знаменательным датам.

Идет постоянный рост количества членов и посещаемости. Администрация клуба тратит значительные средства на благоустройство своих многочисленных помещений и расширение функций. В Клубе есть летние и зимние бассейны, теннисные корты, оздоровительный центр для членов Клуба всех возрастов, многопрофильный крытый зал, ресторан, кафе и бар, банкетный зал, площадки и помещения для детских игр. С 1999 г. при Клубе действуетфитнес-центрссамымсовременнымспортивнымимедицинскимоборудованием.

БлагодарястараниямисамоотверженномутрудуцелыхпоколенийактивистовиперсоналаКлуба, егосотрудничествусВысшимсоветоммолодежи, спортивнымисоюзами, поддерживающимикомпаниями, средствамимассовойинформации, культурно-просветительскимиорганизациямиИорданскийправославныйклубснискалславуодногоизлучшихнавсемБлижнемВостоке.

ПравославнаяобщинаИорданиииспытываетискреннююпризнательностьзапостояннуюподдержкунапротяжениидесятилетийПравославномуклубусостороныкоролевскойсемьииличнокороляХусейнаибнТалала. ПослекончинысвоегоотцаблагороднуюмиссиюподдержкиПравославногоклубавзялнасебяиорданскийкорольАбдалла II ибнХусейна.

ПредседательПравославногоклубаФавзиШнудепредпринимательвбанковскойсфере. ЕгоактивнаясупругаНухаШнудеявляетсязаместителемпредседателяПравославногообществакультурыиобразования, окоторомпойдетречьниже.

Идея о создании православной организации, занимающейся культурно-просветительской работой, впервые возникла у православных беженцев из Палестины в 1948 г. Через 5 лет в 1953 г. в Аммане было создано Общество православных воскресных школ. Согласно уставу, утвержденному в январе 1954 г., школы должны были давать молодому поколению основные принципы веры. Запрос о регистрации Православного общества культуры и образования был сделан 16 июня 1957 г. и оно было зарегистрировано в иорданском Министерстве социальных дел в январе 1958 г.. Его создатели упорно работали через сформированные специализированные комитеты над достижением следующих целей: строительство и управление общеобразовательными и высшими школами университетского уровня с учетом законов и учебных программ, принятых и действующих в Хашимитском Королевстве Иордании; управление создаваемыми благотворительными и гуманитарными учреждениями и организация помощи нуждающимся; воспитание нравственности, достоинства и коллективизма в православной общине.

Эти цели были призваны осуществлять многочисленные комитеты, занимающиеся общеобразовательными и воскресными школами, вакуфным имуществом и строительством, приемом в члены Общества, медицинским страхованием, фондом пенсионного накопления, вопросами культуры и социального обеспечения, женскими и молодежными организациями, филиалами Общества, финансированием. Общество объединяет около четырех тысяч человек.

Главными достижениями Общества являются строительство и управление учебными заведениями. Заслуженной гордостью и лицом Общества является открытая в 1960 г. в Аммане. Национальная православная школа Аль-Шамисани. При школе функционирует свой детский сад Вахби Тамари, построенный в 1974 г. Я дважды посещал эту школу, второй раз, я побывал в ней, сопровождая в Аммане председателя ИППО С.В. Степашина. Мы оба не могли скрыть своего восхищения архитектурным решением, множеством и просторностью помещений, господствующими порядком и чистотой. Школа постоянно расширяется и модернизируется. В 2018-2019 учебном году в школе с 12-летней программой обучения насчитывалось более 2000 учащихся и 350 сотрудников. Зарплата преподавателя составляет три тысячи долларов США в месяц. Школьный фонд состоит из трех основных крупных зданий с пристройками, трех открытых спортивных площадок, двух библиотек (первая для учащихся 1–5 классов, вторая для учащихся 6–12 классов) и электронной библиотеки (nos.folletdestiny.com), двух больших универсальных залов для культурных и спортивных мероприятий, школьного театра на 500 зрительских мест, двух мастерских оснащенных для плотнических и сварочных работ, а также для рукоделия и кулинарии, танцевальной и музыкальной студии, научных лабораторий и компьютерных классов.

В школе работают два преподавателя русского языка из Московского Университета дружбы народов. Школа полностью содержится Обществом культуры и образования, без какого-либо финансирования со стороны государства. Школьники из семей с ограниченным достатком имеют скидки за обучение.

В учебной программе школы преподавание основ христианского учения и истории православия. Начиная с первого класса учащиеся могут выбрать Государственную программу обучения, основанную на учебном плане Министерства образования Иордании с изучением английского, французского языков и естественных наук (по британской программе) или Кембриджскую начальную и подготовительную программу. Начиная с девятого класса учащиеся могут выбрать программу с последующим получением сертификатов выпускника Иорданской старшей школы (Тауджихи), международного сертификата о среднем образовании (GCE / IGCSE / Edexcel), диплома международного бакалавра по программе старших классов.

В рамках внеклассной деятельности действует специальная программа по посещению сиротских приютов и инвалидов, а также знакомству с деятельностью местных и международных благотворительных организаций. (6)

В 1985 г. был построен Национальный православный детский сад в Аль-Ашрафие, в 1990 г. Национальная школа в том же районе. В светских школах Общества почитают за честь учиться и дети из исламских семей. В 1992 г. открыто духовное училище, готовящее священников. На территории Королевства в районах проживания православных действуют 13 открытых Обществом воскресных школ.

При Обществе действует общая молодежная организация и Ассоциация университетской молодежи. Общество предоставляет за свой счет стипендии на учебу в иорданские государственные и частные высшие учебные заведения. Оно также отправляет за свой счет молодых людей на учебу на светские и богословские факультеты в созданный по инициативе Предстоятеля Антиохийской Православной Церкви, Патриарха Антиохии и всего Востока Игнатия IV Баламандский университет в Ливане и греческие университеты. Как мне сообщил председатель Общества культуры и образования доктор Ихсан Хамарне в Баламандском университете высшее духовное образование за счет Общества получили 35 человек.

Члены Общества осуществляют ежегодные благотворительные акции с подарками для детей на Рождество и на Пасху. Благотворительной помощью (продукты, лекарства, одежда) охватывается более 500 семей. Помощь оказывается ежемесячно малоимущим семьям, нуждающимся студентам и священникам. Женский комитет совершает регулярные благотворительные визиты к иракским беженцам-христианам, вынужденным покинуть родину, оказывая им денежную и вещевую помощь. В последние годы Общество бесплатно принимало на учебу в своих школах детей из семей иракских и сирийских беженцев.

Руководители и члены Общества культуры и образования с горечью отмечают, что вся вышеперечисленная деятельность осуществляется при явном и полном неучастии греко-православной Патриархии в Иерусалиме.

Председатель Общества — доктор Ихсан Хамарне, выпускник 1-го Медицинского института в Москве, известный на всем Ближнем Востоке врач-радиолог, блестящий знаток русского языка, один из главных инициаторов создания Иорданского отделения ИППО, заместитель представителя ИППО в Иорданском Хашимитском Королевстве. Он также является членом Центрального совета православных Иордании и Палестины. Ответственный секретарь Общества — Эмиль Гури, инженер по профессии, православный публицист и тоже один из инициаторов создания Иорданского отделения ИППО.

В 1992 г. в жизни православных Иордании произошло важное событие. По инициативе Общества возрождения 8 декабря в Королевском культурном центре в Аммане был созван V Всеобщий арабский православный конгресс с целью противодействия засилью греческой церковной иерархии, продолжавшей, к негодованию иорданских и палестинских православных, собственно и представлявших паству Иерусалимской Церкви, незаконно распоряжаться церковной земельной собственностью и проявлять небрежение к духовным, социальным и культурным проблемам и запросам православных арабов. На Конгрессе были широко представлены разные социальные слои православных арабов со всех концов канонической территории Иерусалимского Патриархата, включая Израиль. Конгресс подтвердил решения своих предыдущих созывов. Участники Конгресса возобновили требование контроля арабского клира и паствы над собственностью ИПЦ и ее финансами. В ходе заседаний Конгресса был образован Комитет по арабизации Иерусалимского Патриархата. Прозвучало требование о необходимости перехода на арабский язык как единственного пути к сохранению Православия на Святой Земле и в регионе.

На Конгрессе, проходившем под патронажем короля Хусейна ибн Талала, был сформирован Центральный совет православных Иордании и Палестины (ЦСПИиП). Участники Конгресса делегировали Совету право представлять их интересы. В Центральный православный совет вошли по 22 члена от Иордании и исторической Палестины. Доктор Рауф Абу Джабер был избран председателем Совета, а Маруан Ат-Тубаш, представлявший Палестину, его заместителем.

Среди важнейших задач, возлагаемых на Совет, на первом месте стояло сохранение святынь и вакуфной церковной собственности как неотъемлемого священного национального наследия, призванного служить текущим и будущим поколениям. Совету поручалась опека над церковной собственностью, ее сохранность и развитие. Ему предписывались созыв православных съездов и контроль за исполнением их решений. Наряду с прежними задачами по опеке над жизнью православных прихожан, заботе об их общем благополучии, повышении социального статуса и роста культурного уровня Совету поручалось обратить особое внимание на укрепление духа патриотизма и обеспечение постоянного исламско-христианского диалога а также сохранение арабского лица и характера Восточного Иерусалима, недопущение его иудаизации. На него возлагалась организация работы церковных судов и обеспечения актов гражданского состояния и предоставления возможности участия в них компетентным светским лицам. Совету обязывался противодействовать маргинализации арабского клира со стороны греческого клира и епископата

Естественно, эти задачи перекликаются с целями четырех иорданских православных обществ. За прошедшие после его образования годы Совет неоднократно переизбирался и в настоящее время по-прежнему состоит из 44 членов — 22 от Иордании и 22 от исторической Палестины (включая территории, занятые Израилем в 1948 г. внутри так называемой зеленой линии).

Сегодня Совет возглавляет Басем Фуад Фарадж, заместителем является Набиль Мушахуар. Члены Совета единогласно избрали старейшину Иорданской православной общины Рауфа Джабера Почетным председателем Совета пожизненно.

Во исполнение одного из решений V Общеарабского конгресса, проходившего под лозунгом «За полное православное возрождение» было создано Иорданское православное общество, зарегистрированное 1 августа 1993 г. Его появление в общественной жизни, по оценке иорданских христиан, отраженных в документах, означало новый этап в их борьбе за восстановление узурпированных греческим духовенством прав арабской паствы, против незаконного самоуправства Иерусалимской Патриархии православными святынями и вакуфным имуществом. Как мне говорил все тот же, хорошо информированный доктор Ихсан Хамарне, предполагалось, что новое Православное общество, в отличие от предыдущих, занимающихся в основном строительством и содержанием школ и церквей, образовательной и культурно-просветительской работой, клубной деятельностью, полностью посвятит себя политической работе по защите и обеспечению прав православных иорданцев. По его словам прежние Православные организации не могли заниматься политической деятельностью, а Православное общество заняло активную позицию противодействия греческой ксенократии. Положения Устава Общества во многом совпадали с формулировками целей ЦСПИиП.

Новая православная организация наряду с ЦСПИиП выступала с требованием строго следовать положениям фирмана халифа Омара Ибн-Хатаба (аль-ухда аль-омарийя) от 638 г., даровавшего христианам право владеть своими храмами и сохранять определенную независимость Церкви. Она решительно высказалась за «сохранение арабского характера священного Иерусалима». В одном из требований подчеркивается необходимость следования Закону №27 от 1958 г. об Иерусалимской Патриархии. Согласно этому закону в Священный Синод должны были включаться и арабские архиереи.

В программе Общества зафиксирована необходимость открытия богословской школы в Иерусалиме для учебы в ней молодых православных арабов и обеспечения им дороги в кузницу подготовки иерусалимской иерархии — Святогробское братство, остававшееся вотчиной греческих монахов. Как рассказывают иорданские друзья, закрытость Братства для не греков сохраняется до сих пор. В программе учтены пожелания об открытии и других духовных училищ на канонической территории ИПЦ. В качестве важнейшего вопроса в программу Общества внесено положение о совершенствовании работы церковных судов по актам гражданского состояния через включение в их состав компетентных мирян.

За прошедшие со дня основания годы Иорданское православное общество записало в свой актив немало достижений. Оно довольно успешно продолжает поддерживать на всей территории Православной Патриархии арабских священников-настоятелей приходов в их служении, повышая их авторитет среди паствы и местного населения.

Руководство Общества ставит себе в заслугу приобретение постоянной резиденции на холме Аль-Любейда, названной именем Саида Хури, делавшего ежегодные щедрые пожертвования Обществу. Позже над резиденцией Общества был надстроен вместительный зал, названный именем благотворителя Саада Абу-Джабера — отца Рауфа Абу Джабера.

Общество также гордится приобретением земельных участков, жилищным строительством и расселением православных иорданцев в Акабе и в Аль-Мафраке.

Одним из своих крупных реализуемых проектов Общество считает финансирование учебы студентов из бедных семей в иорданских университетах. Общество оказывает гуманитарную помощь православным жителям Западного берега реки Иордан и сектора Газа.

За истекший период созданы отделения Общества в Аль-Хусне, Аджлюне, Аль-Мафраке, Аль-Фхейсе, Маадабе, Акабе. Они активно участвуют в жизни Общества. Так в Аль-Фхейсе местное отделение открыло учебный центр, дающий возможность женщинам приобрести знания, необходимые для трудоустройства. Отделение в Акабе в сотрудничестве с местной церковью использует построенное Православным обществом здание для воскресных школ для мальчиков и девочек, а главный зал для общественных мероприятий. Общество в сотрудничестве со своими отделениями регулярно организует рождественские праздники для детей с вручением подарков.

Деятельность Общества осуществляется через комитеты по работе с молодежью, женщинами, юридическим вопросам, культуры и отделений. При Обществе действует Фонд поддержки священников и Фонд возрождения. Они оказывают помощь арабским монахам и священникам, не получающих зарплату от Иерусалимской Патриархии из-за их критической позиции в отношении греческой иерархии ИПЦ. В этой благотворительной деятельности наряду с Православным Обществом участвуют Общество культуры и образования, Общество православного возрождения и Православный клуб.

Председатель Православного Общества — Зияд Абу Джабер — сын Рауфа Абу Джабера.

Священный Синод ИПЦ во главе с Патриархом Диодором в основном отказался осуществлять и даже рассматривать требования V Православного конгресса и созданных его участниками ЦСПИиП и Православного общества. Тем не менее Священный Синод в 2000-х гг. предпринял определенные шаги в поисках компромисса. В августе 2005 г. Священный Синод ИПЦ избрал Патриархом Феофила III, а тот, как уже упоминалось, в декабре 2005 г. совершил архиерейскую хиротонию Феодосия Севастийского (Ханны Аталлы). Позже в Священном Синоде ИПЦ появились два арабских архиерея — митрополит Аммана Христофорос и митрополит Филоменос – ныне настоятель монастыря Святого Креста в Иерусалиме.

Но арабо-греческий конфликт не прекращается. Тот же Феодосий Севастийский (Аталла Ханна), неоднократно запрещаемый греками в священнослужении подчеркивает, что «истинная вера не определяется принадлежностью к той или иной крови». Борьба против греческого произвола в Церкви, за подлинную свободу совести продолжается. Эмиль Гури вопрошает: «О какой демократии в ИПЦ может идти речь, если 18 греческих архиереев в Священном Синоде представляют где-то 120 греков с иорданским гражданством, и лишь два арабских митрополита представляют около 300 тысяч иорданских и палестинских православных?».(7) Иорданские православные, обвиняющие греческих Патриархов в том, что они превратили их за 500 лет владычества в маргиналов, винят их и в продаже и сдаче в аренду церковных земель. В частности на землях ИПЦ стоят Кнессет и резиденция израильского премьер-министра. Они стыдят руководство Патриархата за то, что оно погрязло в коррупции и не стыдится торговать землей, на которой ходил Иисус. Центральное место в общественно-политической деятельности православных иорданцев занимает поддержка палестинцев, страдающих от тягот оккупационного израильского режима. Они прямо обвиняют Феофила III в продаже земли оккупантам и в ряде случаев тем, кто создает на этой земле незаконные военизированные поселения. В одном из своих публичных выступлений заместитетль председателя ЦСПИиП Набиль Мушахуар обратился к Патриарху со следующими словами: «От имени 99,9% паствы ИПЦ — православных арабов, я обвиняю тебя в том, что ты позволил незаконным поселенцам окопаться на палестинской земле, заключив тем самым договор с израильскими оккупантами против законных прав палестинцев». В публичных выступлениях, в своих печатных изданиях члены Иорданского православного общества изобличают сделки греческих ксенократов с израильскими оккупантами, приводя примеры из излюбленной теми практики свершившегося факта. Они также обвиняют Патриархию в стремлении господствовать над монастырем иконы Божией Матери «Живописный источник» в Дибине, а это первый арабский монастырь в Иордании. Резкость высказываний в отношении засилья греческих священнослужителей в ИПЦ характерна для православных арабов. На некоторых форумах Арабского православного конгресса звучали призывы к изгнанию греков из Палестины (по примеру того, как в 1187 г. Салах эд-Дин изгнал из Палестины всех латинян) и восстановлению арабского патриаршества.(8) Ну, а в наше время, буквально 1 ноября 2017 г. в Заключительном коммюнике Национального форума в поддержку арабских православных христиан, созванного в Вифлееме, содержится требования о смещении Патриарха Феофила III, о возврате проданной церковной собственности и выражается категорическое несогласие с призывом на военную службу в «израильскую оккупационную армию» православных палестинцев.

Власти Королевства и сам монарх фактически занимают нейтральную позицию в арабско-греческом конфликте. Советник короля по религиозным, в том числе православным вопросам принц Гази бен Мухаммед поддерживает рабочие контакты как с Патриархией, так и с Иорданскими православными обществами.

После развязанной международным терроризмом и его западными и восточными подельниками агрессии против законного сирийского режима, ставящий под угрозу само присутствие христиан на Ближнем Востоке, общественные деятели, политики, ученые, бизнесмены и предприниматели создали в июле 2011 г. Коалицию по предотвращению исхода христиан из Иордании. Пресс-секретарь Коалиции Тайсир Амари заявил, что она намерена развернуть свою деятельность помимо самой Иордании в Святой Земле и арабских странах, где положение христиан становилось все более критическим.

Амари напомнил, что со времен создания Государства Израиль, а затем и войны 1967 г. число христиан в оккупированных израильтянами Восточном Иерусалиме и на Западном берегу реки Иордан катастрофических сократилось. «Это означает, что места христианского культа в Иерусалиме и Вифлееме скоро могут стать просто музеями без местных верующих» — заявил пресс-секретарь. Он добавил, что после американской военной агрессии против Ирака в 2003 г. из этой страны эмигрировало более 1,5 млн. христиан.

Создание Коалиции приветствовал председатель сената парламента Иордании Тахер Аль-Масри. Вину за ухудшение положения христиан он возложил на Израиль, который, по его словам, стремится сделать Иерусалим исключительно еврейским городом.(9)

В августе 2011 г. Король Иордании Абдалла II на встрече с предстоятелями Иерусалимской, Антиохийской и Кипрской Православных Церквей заявил, что Иордания является моделью гармонии и мирного сосуществования между мусульманами и христианами. Как и его отец король подтвердил важность христианского присутствия в Иордании, на палестинских территориях и на Ближнем Востоке в целом. Он подчеркнул историческую роль Православной Церкви в содействии общей гармонии, миру и любви во благо всего человечества, достижении большего сближения между различными культурами и народами.

Присутствовавшие на встрече Патриарх Иерусалимский Феофил, представитель Антиохийского Патриарха митрополит Лука и архиепископ Кипрский Хризостом приветствовали деятельность Абдаллы II, направленную на достижение справедливого мира на Ближнем Востоке. Они также отметили важную роль королевского дома Хашимитов в защите Святых мест и христиан в Иерусалиме.(10) Что касается самой Коалиции, то ее деятельность, к сожалению, вскоре заглохла.

В 2020-е годы начинаются контакты между представителями ИППО и Иорданскими православными организациями. Их члены проявляют заинтересованность в установлении стабильного сотрудничества на постоянной основе. В апреле 2015 г. я был командирован председателем ИППО С.В. Степашиным в Амман для установления отношений с иорданской православной общественностью и провел переговоры с руководством всех четырех организаций. Речь шла об установлении двустороннего сотрудничества в культурной, духовно-просветительской и образовательной областях, что, по мнению сторон должно способствовать не только сближению и сотрудничеству иорданской и российской неправительственных организаций, но и укреплению дружеских связей между Хашимитским Королевством Иордании и Российской Федерацией.

В октябре 2015 г. Православное общество культуры и образования организовало туристическую поездку в Санкт-Петербург и Москву. В состав большой тур-группы, названной ее членами православной иорданской делегацией, вошли наряду с председателем Ихсаном Хамарне и его коллегами из Общества культуры и образования представители трех остальных иорданских православных общественных организаций.

Туристическую программу группы обеспечивал партнер ИППО — паломническая служба «Радонеж». Деловую программу делегации организовывал я в качестве члена Совета и руководителя Секции международного сотрудничества и культурного обмена ИППО. В рамках деловой программы в Москве члены делегации встретились с координатором межфракционной группы Госдумы Российской Федерации по защите христианских ценностей Сергеем Гавриловым, с научным руководителем Института востоковедения Академии наук Виталием Наумкиным, главным редактором газеты «Русь державная» Андреем Печерским, заместителем председателя ОВЦС Московского Патриархата протоиреем отцом Николаем (Балашовым). Представители православной иорданской молодежи встретились и провели переговоры о сотрудничестве с руководством Союза сохранения духовных и нравственных ценностей «Христианский мир». Начав свою поездку с посещения северной столицы России, иорданцы встретились с директором Эрмитажа, председателем Санкт-Петербургского отделения ИППО М.Б. Пиатровским и муфтием Санкт-Петербурга.

Самым знаковым событием в программе участников исторического, как назвал его доктор Ихсан Хамарне, визита в Россию, стала встреча с председателем ИППО С.В. Степашиным. В редакционной статье официального органа Общества культуры и образования «Миссия любви» («Рисалят аль-Махабба») сообщалось, что, принимая иорданскую делегацию, председатель ИППО Сергей Степашин отметил, что встреча происходит в старейшей в России православной общественной организации и, рассказав об уже существующих отделениях ИППО в Палестине и Сирии, выразил надежду на создание отделения и в Иордании. В ходе беседы упор был сделан на необходимости сохранения христианства на Ближнем Востоке, включая все христианские общины; ответственности мирового сообщества, ООН и ЮНЕСКО за судьбу христиан в самом неспокойном геополитическом регионе мира, одобрении мудрой, взвешенной политики иорданского руководства, старающегося не допустить эмиграции христиан через защиту их прав. Сергей Степашин отметил, что хорошие личные отношения между Королем Иордании Абдаллой II и Президентом Российской Федерации В.В. Путиным являются дополнительным подспорьем для межрелигиозного сотрудничества между Россией и Иорданией подчеркнув, что для обеих стран характерен дух добрососедства и соратничества между адептами разных религий, напомнив что в братской семье народов в России проживают 22 миллиона мусульман. Руководитель ИППО заверил членов делегации, что россияне, посещающие Святые места в Палестине, освоят туристические и паломнические маршруты и в Иордании. Делегация передала Сергею Степашину приветствие от имени Рауфа Абу-Джабера — старейшины иорданской православной общины и председателя ЦСПИиП.(11)

В процессе встреч в Аммане и Москве были достигнуты договоренности со всеми четырьмя организациями о делегировании их членов в состав будущего Иорданского отделения ИППО, которое затем подпишет Меморандум или Соглашение о сотрудничестве с ИППО, станет взаимодействовать с Палестинским и Сирийским отделениями в соседних странах. Более 20 иорданцев подали заявления о вступлении в ИППО, были приняты и получили членские билеты. Началась длительная тяжба за получение официального разрешения иорданских властей на создание и регистрацию Иорданского отделения ИППО на территории Королевства. Власти Иордании, и главным образом ответственные за работу с религиозными объединениями, медлили с решением, высказывая опасения, что деятельность ИППО — иностранной организации носит религиозный характер, а регистрация таковых запрещена законодательством Королевства. Доводы о светском характере ИППО воспринимались с определённым недоверием. По информации иорданских друзей, сдерживающим фактором для принимающих решение была и позиция Патриарха Феофила III и его окружения, ревниво относящихся к малейшему усилению влияния России на канонической территории Иерусалимского Патриархата.

К усилиям, направленным на получение официальной регистрации Иорданского отделения, активно подключились российское Посольство в Аммане, ДБВиСА МИД Российской Федерации и сам министр иностранных дел Российской Федерации С.В. Лавров. В течение всего 2018 г. шли интенсивные переговоры российских дипломатов с компетентными иорданскими инстанциями. Определяющую роль в положительном решении сыграло обсуждение вопроса во время официального визита в Королевство С.В. Лаврова и в ходе личных контактов лидеров двух стран.

28 ноября 2018 г. Генеральный секретарь Министерства социального развития поставил свою подпись под Свидетельством о регистрации Общества, гласящим: «Свидетельствую, что Императорское Православное Палестинское Общество в соответствии с законом об Обществах №51 от 2008 г. зарегистрировано в качестве филиала иностранной организации с его резиденцией в столице и разрешенной деятельностью в рамках компетенции Министерства социального развития на территории Иорданского Хашимитского Королевства.»

Иорданские и палестинские православные, на протяжении веков считавшие Русскую Православную Церковь своей заступницей, приняли близко к сердцу антиканоническую, разрушительную деятельность Константинопольского Патриарха Варфоломея решительно осудив ее. В официальном Заявлении ЦПСИиП, опубликованном на официальном бланке Иорданского Православного Общества, поведение Варфоломея рассматривается как незаконное вторжение в дела Русской Православной Церкви и Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. Члены ЦСПИиП осудили действия Варфоломея как неприемлемые. Они также сочли нужным отметить, что Иерусалимский Патриарх, «пренебрегающий правами арабских православных в исторической Палестине в целом и Иерусалиме в частности, не осудил раскольнические действия Варфоломея». Завершается Заявление призывом к предстоятелям всех автокефальных Церквей решительно встать на сторону Московской Патриархии и сохранить единство православного мира.

18 января в столице Иордании — Аммане при участии депутатов парламента, членов четырех Иорданских православных обществ и Ассоциации иордано-российской (ранее советской) дружбы, общественности и молодежи страны состоялась торжественная церемония открытия отделения ИППО. Перед входом в штаб-квартиру Иорданского православного общества, где расположилась резиденция Иорданского отделения ИППО, российскую делегацию в составе Председателя ИППО Сергея Степашина, заместителя директора Департамента стран Ближнего Востока и Северной Афрки МИД РФ Александра Рудакова и вашего покорного слуги приветствовала и встречала аплодисментами большая группа жителей столицы. Сама церемония проходила в просторном, полностью заполненном конференц-зале имени Саада Абу Джабера. Первое слово было предоставлено его сыну, 94-летнему старейшине православной общины Иордании. Незадолго до этого Рауф Абу Джабер, внесший за свою жизнь неоценимый вклад в развитие православного движения в Иордании, был избран почетным представителем ИППО в Хашимитском Королевстве Иордании. Его общественная деятельность и научные труды были высоко оценены ИППО, несколько лет тому назад наградившим его Почетной памятным знаком «Орден Великого Князя Сергия Александровича». Рауф Абу Джабер выразил уверенность, что день открытия Иорданского отделения ИППО станет знаменательной датой в развитии отношений дружбы, уважения и любви православных христиан Иордании и России.

Басем Фарадж — председатель ЦСПИиП, сменивший на этом посту Рауфа Абу Джабера, призвал к началу многовекторного сотрудничества между православными Иордании, Палестины и России. Православный депутат парламента Иордании, председатель иордано-российского парламентского комитета Набиль Гайсан заявил, что он вместе с коллегами считает открытие отделения ИППО в Аммане выражением поддержки России арабских православных в их борьбе за справедливое решение палестинской проблемы и восстановление прав палестинцев на Святой Земле. Председатель Иорданского отделения ИППО и заместитель представителя ИППО в Иордании, известный предприниматель, глубокий знаток истории региона и православия Джордж Мушахуар подчеркнул важное значение поддержки России и в частности ИППО для сохранения православного присутствия в регионе. Он выразил от имени иорданских и палестинских православных благодарность России за ее решающий вклад в устранение террористической угрозы в Сирии, недопущение расчленения страны и распространения терроризма на всем Ближнем Востоке. От имени своих братьев по вере он выступил за единство Русской Православной Церкви в России и на Украине, осудил заговор против нее со стороны США, мирового сионизма и занявшего предательскую позицию Константинопольского Патриарха.

Все выступавшие иорданцы высоко оценили роль ИППО на Святой Земле в XIX-XX вв. и благодарили за помощь в создании Иорданского отделения. Они с теплотой вспоминали появление «Русской Палестины» в регионе, беспримерную по размаху работу русских школ, воспитавших целую плеяду арабских православных интеллектуалов.

В то же время выступавшие не могли обойти в своих речах острейшую проблему отношений иорданской и палестинской паствы с греческими ксенократами в Иерусалимском Патриархате. О произволе греческих членов Святогробского братства, не допускающих арабов на высокие посты в клире и епископате, говорил и Рауф Абу Джабер. Басем Фарадж отметил, что в результате игнорирования греческими Патриархами проблем арабской паствы ей самой пришлось брать на себя строительство новых церквей и реставрацию старых, создавать культурные клубы и спортивные центры. Джордж Мушахуар сделал экскурс в историю, напомнив, что православные христиане в регионе в течение веков страдали от Оттоманского гнета, а с начала XVI века в добавок к этому от игнорирования их невзгод и лишений со стороны греческих Патриархов, захвативших святой престол в Иерусалиме.

В тепло принятом аудиторией, среди которой было много молодежи, выступлении С.В. Степашина о деятельности ИППО как культурно-просветительской организации, прозвучала твердая уверенность, что открытие отделения ИППО в Иордании послужит дальнейшему укреплению связей между Россией и Иорданией, недавно отметивших 55-летие установления дипломатических отношений между ними. По завершении выступлений С.В. Степашин вручил удостоверения вновь принятым в члены ИППО иорданцам. Рауф Абу Джабер был награжден настольным знаком ИППО, а Ихсан Хамарне и Эмиль Гури, сыгравшие большую роль в создании Иорданского отделения, Почетными грамотами ИППО. Я вручил Почетный диплом «За доброе сердце и щедрую душу» Благотворительного фонда «РУССАР» оказывающему личную гуманитарную помощь народу Сирии председателю Иорданского отделения ИППО Джорджу Мушахуару.

На следующий день Председатель ИППО С.В. Степашин встретился с главным советником короля Иордании по религиозным вопросам принцем Гази ибн Мухаммадом. В ходе беседы принц заявил, что защита христианства — один из приоритетов в деятельности королевской семьи и отметил важность присутствия ИППО в регионе.

На переговорах руководители иорданских православных объединений подтвердили, что борьба за повышение уровня жизни их членов, культуры, образования, благотворительная деятельность, воспитание молодежи является основным содержанием их работы. Иорданские православные активно участвуют во всех аспектах жизни иорданского общества, имеют равноправные, добрососедские отношения с мусульманским большинством в стране.

Рассматривая себя как единое целое с палестинскими братьями по вере и в целом с более чем 55-ю % своих сограждан палестинского происхождения, а также жителями Западного берега реки Иордан, Восточного Иерусалима и сектора Газы, они неизменно выступают против израильской оккупации, за справедливое решение палестинской проблемы. Вместе с палестинской православной паствой они как потомки первохристиан и христиан Византийской империи не могут смириться с вопиющем неравноправным по сравнению с греками их представительстве в Священном Синоде и с тем, что созданный в 1956 г. Смешанный совет по делам православных во главе с Патриархом, собравшись несколько раз, последние 13 лет не созывается вовсе.

Иорданские православные, а теперь конкретно Иорданское отделение ИППО предлагает нам самые разнообразные формы сотрудничества: от совместного сохранения и реставрации Святых мест и храмов, религиозного туризма, археологических раскопок на иорданской части Святой Земли до совместных молодежных лагерей, культурных обменов и строительства Русского университета на безвозмездно выделяемом земельном участке в иорданской столице.

23 января с.г. на брифинге официальный представитель МИД России Мария Захарова заявила: «Уже более века, с момента своего создания в 1882 г. по указу Императора Александра III, ИППО успешно занимается поддержанием духовных связей России со Святой Землёй, сохранением культурного и исторического наследия, реализует гуманитарные и просветительские миссии на Ближнем Востоке, оказывает содействие православному паломничеству.

Открытие отделения ИППО в Аммане – наглядное свидетельство наличия высокого уровня взаимопонимания и доверия, сложившегося между Россией и Иорданией в сфере межрелигиозного взаимодействия и духовных связей. Иорданское Хашимитское Королевство является одним из самых популярных направлений для православных паломников из России, мечтающих посетить библейские места. Как известно, в 2012 г. рядом с местом Крещения Христа на реке Иордан состоялось торжественное открытие русского паломнического комплекса «Странноприимный дом на месте Крещения Господня», участок земли под строительство которого был передан России решением Короля Абдаллы II в безвозмездное и бессрочное пользование.

Рассчитываем, что открытие отделения ИППО в Аммане станет ещё одним подспорьем и для реализации совместных гуманитарно-образовательных проектов между Россией и Иорданией, каким, например, призвана стать российско-иорданская школа в городе Хосн, о строительстве которой была достигнута принципиальная договорённость.»(12) В настоящее время вопрос о месте строительства школы рассматривается.

Поддержка деятельности ИППО со стороны МИД России и других госучреждений, наличие в Иордании мощного, самодостаточного, организованного православного пласта, тяга православных иорданцев к России и их достаточные материальные возможности позволяют надеяться на успех расширения «Русской Палестины» на Ближнем Востоке в интересах обеих стран.

 

 

  1. Журнал Иорданского православного общества образования и культуры “Рисалят аль-махабба” (”Миссия любви”). Амман. Сентябрь 2014 г.

  2. М.И. Якушев. Антиохийский и Иерусалимский Патриархат в политике Российской 1830-е – начало ХХ века. М. 2013. с. 161.

  3. Там же. с.175

  4. Фуад Фарах “Аль-хаджарат-уль-хейя. Аль-масихийюн-уль-араб фи-д-дияр аль-мукаддаса”. (”Живые камни. Арабские христиане на Святой Земле”). Ан-Насара (Назарет). 2005. с.102.

  5. Newsru.com. Христиане и мусульмане являются одной семьей, считает король Иордании. 25 августа 2011 г.

  6. http://www.facebook.com/NOS.shimaisani

  7. Электронный журнал “Кянаан” (”Kianaan”). Рамалла. 04 декабря 2009 г.

  8. М.И. Якушев. Антиохийский и Иерусалимский Патриархат в политике Российской 1830-е – начало ХХ века. М. 2013. с. 222

  9. Православие.ru. В Иордании создана коалиция по предотвращению исхода христиан. Амман. 21 июля 2011 г.

  10. Newsru.com. Христиане и мусульмане являются одной семьей, считает король Иордании. 25 августа 2011 г.

  11. Журнал Иорданского православного общества образования и культуры “Рисалят аль-махабба” (”Миссия любви”). Амман. Ноябрь 2014 г.

  12. http://www.ippo.ru/news/article/mariya-zaharova-ob-otkrytii-otdeleniya-ippo-v-iord-405268

Олег Фомин


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"