На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Православная ойкумена  
Версия для печати

Сирия – Маалюля – Курск:

Пути небесные православной культуры

… в Маалюле боевики разрушили

древнюю христианскую церковь...

Навсегда утрачена уникальная икона святых Сергия и Вакха,

написанная в XIII веке...

Нет больше алтаря, посвященного святым мученикам,

принявшим смерть за Христа.

От дивного некогда иконостаса остались сегодня лишь осколки…

Из рассказа русской паломницы

 

В Курске воссоздадут икону 13-го века для древнего монастыря в Сирии.

Из телевизионных новостей

 

Мама, лю-ли… Эти милые с детства слова возникают в сознании, когда слышишь название этой древней сирийской деревушки, расположенной недалеко от Дамаска. Всего-то пятьдесят пять километров по одной из тех дорог, по которым когда-то торопился фарисей Савл, преследуя христиан, ещё не ведая, что вот-вот он встретит на этом пути Того, по воле Которого во мгновение ока станет апостолом Павлом…

 

Маалюля – маленький христианский островок в окружении исламского мира, одна из главных православных святынь Сирии. Название её в переводе с арамейского языка означает «вход» или «узкий проход», потому как расположена она в ущелье.

Древняя деревушка, которую иногда называют крошечным городком, плотно прилепилась «ласточкиными гнёздами» домов на южном склоне одноимённого хребта между скал гряды Каламун на высоте 1650 метров. Селение вместе с двумя древними монастырями включено в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Монастырь святых Сергия и Вакха считается одним из древнейших в мире. Он расположен на склоне горы на высоте 1790 метров, потому представляет собой ещё и одну из самых привлекательных «смотровых площадок» для современных туристов. С небольшого плато рядом с монастырём открывается великолепный вид на Маалюлю, двух и трёхэтажные прямоугольные домики которой неприхотливо и, кажется, беспорядочно, громоздятся внизу, на пологих песчано-каменистых склонах ущелья.

На другом краю Маалюли расположился монастырь святой Феклы, или Мар Такла по-сирийски.

Святую Феклу называют ученицей апостола Павла. Из окна своего богатого дома она однажды услышала его проповедь (выйти и открыто присутствовать в мужском собрании женщине было непозволительно) и сразу стала преданной последовательницей Христа. Павла за это бросили в темницу. Но Фекла и там продолжала слушать его, пробравшись ночью и подкупив стражу. Потом она последовала за Павлом в Антиохию. Будучи красивой молодой женщиной, Фекла подвергалась преследованиям римских солдат и разбойных авантюристов. Однажды, спасая девство, она взмолилась Христу, и горы расступились перед ней, укрыв от преследователей. С тех пор она и жила в горах, вознося молитвы Спасителю. А тот самый «вход» в средоточие скального монолита, то есть образовавшееся узкое ущелье, отверстое для неё Христом, дал название горной деревушке, стихийно возникшей вокруг места духовного подвига святой.

Горы вокруг нынешней Маалюли словно сито «продырявлены» гротами отшельников и монахов, селившихся поблизости пещеры святой Феклы, из потолка которой проистекал неиссякаемый родник воды живой. Сегодня здесь женская обитель.

 

Знаменита Маалюля ещё и тем, что здесь до сих пор говорят на древнем диалекте арамейского языка, на котором, как принято считать, проповедовал Господь наш Иисус Христос.

Поскольку Евангелия написаны на греческом, от галилейского диалекта арамейского языка Спасителя осталось в них лишь несколько выражений. Например: талифакуми (девица, встань!) (Мк. 5:41) или: «Элои! Элои! Лама савах фани?» («Боже мой, Боже мой, для чего Ты меня оставил?» (Мк. 15:34), а также имена и топонимы: Кифа («камень»), Воанергес («сыновья грома»), Голгофа («череп»), Гефсимания («масличный пресс»), Акелдама («земля крови») и многие другие.

Учёные полагают, что с фарисеями Христос говорил на иврите, а с апостолами – на арамейском. Во времена земной жизни Спасителя  иврит был языком Библии, а вот языком живого повседневного общения был арамейский. Таким он остаётся и поныне.

Так что Маалюля гордится тем, что сохранила язык живой проповеди Спасителя. Об этом говорится буквально в каждом информационном блоке о достопримечательностях Сирии.

Хотя историки утверждают, что арамейским языком Иисус Христос пользовался не во всякой проповеди. К примеру, Нагорная проповедь, будучи общественной, «скорее всего» была произнесена литературным языком, максимально близким языку Ветхого Завета. А вот с самарянкой у колодца, считают историки-богословы, Иисус беседовал по-арамейски. Как и с учениками, срывающими колосья в поле или извлекающими сеть, полную рыбы, на озере Галилейском.

 

Современная Маалюля примечательна своей православной культурой, бережно сохраняемой в древних монашеских обителях. Эту ценность уже никакие исторические изыскания не подвергнут сомнению, не опровергнут.

Разве что уничтожить, стереть с лица земли…

Именно это и попыталась сделать ИГИЛ, о которой неизменно требуется добавить: «организация, запрещённая в России». Правда, паломники, побывавшие в Маалюле, уточняют, что напали на монастырь боевики Фронта Ан-Нусра.

 

В сентябре 2013 года исламские террористы захватили Маалюлю. Весь мир потрясло известие о разграблении монастыря.

«…А вот еще совсем «свежая», кричащая новость из Сирии: в Маалюле боевики разрушили древнюю христианскую церковь Святых Сергия и Вакха, похитив либо уничтожив хранившиеся здесь всемирно известные иконы. В последнее время на этом месте находился женский монастырь, однако с приходом боевиков террористической организации Фронт Ан-Нусра монахини нашли приют в монастыре Святой Феклы, где в настоящее время вместе с сорока детьми-сиротами укрываются от боевиков».

Это пишет паломница, лично беседовавшая с игуменией монастыря св. Феклы матушкой Пелагией. Теперь, вернувшись в Москву и узнав о трагическом событии, она уточняет: «Навсегда утрачена уникальная икона святых Сергия и Вакха, написанная в XIII веке. Она находилась прямо при входе в храм. Нет больше алтаря, посвященного святым мученикам, принявшим смерть за Христа. От дивного некогда иконостаса остались сегодня лишь осколки…»

 

***

Когда, в день занятий в семинарии, мне сообщили об удивительном факте: монахини Маалюли выбрали  Курскую иконописную школу в качестве того места, где может быть воссоздана великая святыня порушенного монастыря, показалось, что слышу это географическое название впервые. На самом деле оно просто забылось, затёрлось иными впечатлениями с тех пор, как впервые прозвучало осенью 2013 года с экранов телевизоров во всех новостных блоках. Тогда же был показан фильм Аркадия Мамонтова «Сирия. Правда войны. Звериный лик исламистов».

Одна из паломниц, побывавших в Сирии, об этом фильме писала в интернете: «Одни страшные картины сменяются другими, и душу пронзает боль. Становится страшно за мирных жителей, в чью жизнь ворвались нелюди… СесилияСаглян, одна из жительниц Маалюли…, рассказывает в фильме: “Мы все спали, когда вдруг услышали, как в городе все загрохотало. В Маалюлю ворвались эти бандиты. Они стали снимать все кресты с храмов, и начались убийства. Они избивали и убивали людей и сняли крест даже с храма Пресвятой Девы Марии. Я клянусь, что никогда не отступлюсь от своей христианской веры, даже если мне отрубят голову!”

Кстати, я вспомнила мужественнуюСесилию! Это она семь лет назад прочитала нам молитву на арамейском языке. Именно из уст молодой сирийской женщины мы впервые услышали, как звучит язык, на котором проповедовал Спаситель. А игумению Пелагию – настоятельницу обители Святой равноапостольной Феклы– я помнила все эти годы, потому что она так радушно принимала нашу группу, с такой любовью в глазах благословила нас и показала обратную сторону золотого наперсного креста, на котором мы увидели начертанное имя Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II!Оказывается, этим крестом игумению Пелагию наградил сам Предстоятель нашей Церкви. Наградил за те миссионерские труды, которые они  с сестрами совершали на земле древней цивилизации» (https://www.pravmir.ru/siriya-maalyulya-zhenskij-monastyr/).

 

***

В одной из курских газет от 31 января 2019 года была опубликована информация:

30 января Курскую область посетила член Экспертного совета по общественно-гуманитарным программам при Россотрудничестве Российской Федерации, доктор политических наук Татьяна Полоскова. В иконописной мастерской Свято-Троицкого храма города Курска состоялось рабочее совещание по вопросу воссоздания уникальной иконы XIII века святых мучеников Сергия и Вакха.«Два месяца назад я уже побывала в Курской области и познакомилась с работой мастеров курской иконописной школы. Уже тогда уникальные работы, написанные в строго каноническом стиле древнерусской и византийской иконы и выполненные по древним технологиям с использованием натуральных пигментов и материалов, вызвали восхищение», – призналась гостья. Она рассказала, что во время визита в Сирию побывала в женском монастыре святого Сергия, история которого ведется с III века. Монахини рассказали, что многие святыни, в том числе и чудотворная икона 13 века святых мучеников Сергия и Вакха, особо почитаемая в этой местности, были уничтожены боевиками.

«Межрегиональным общественным движением «Евразийский народный союз», председателем которого я являюсь, было принято решение о воссоздании этой иконы именно в Курске. Наша организация взяла на себя финансирование этого проекта и доставку иконы в Сирию», – отметила Татьяна Полоскова.

Работа начата по благословению митрополита Курского и Рыльского Германа. Руководители иконописной мастерской, протоиереи Александр Филин и Александр Нечукин сейчас прорабатывают технические вопросы проекта.

Как рассказал заместитель председателя комитета внутренней политики администрации Курской области Александр Шаповалов, помимо этого с представительством Россотрудничества в Сирии и Ливане рассматривается вопрос о возможном участии представителей православной молодежи этих стран в международном съезде «Содружество православной молодежи», который с 2008 года проводится в Курской области (http://www.dddkursk.ru/lenta/2019/01/31/049852/).

 

***

Икона святых мучеников Сергия и Вакха по характеру иконографии напоминает одну из старинных икон русских святых братьев-страстотерпцев Бориса и Глеба. Сергий и Вакх тоже были родными братьями.

 

«Предание гласит, что Сергий и его брат Вакх с юных лет служили в армии и довольно быстро достигли высокого офицерского звания, которое позволило им занять важное место при дворе римского цезаря Галерия Максимиана. Все изменилось, когда правителю донесли, что братья исповедуют новую религию – христианство и отказываются делать жертвоприношения языческим богам. Решив проучить фаворитов, правитель разжаловал их в солдаты, приказал одеть в женское платье и в таком жалком виде провести по улицам города. Однако это не сломило веры братьев. Тогда оба были отправлены в Сирию, где предстали перед трибуналом.

Вакх был забит до смерти плетьми и похоронен в Барбалисосе на берегу Евфрата, а Сергия в кандалах отправили в Ресафу, где зарубили мечом. Случилось это примерно в 305 году по Р.Х. После кончины братьев стали почитать в христианском мире как святых мучеников, а Ресафа стал местом паломничества к мощам святого Сергия, многие болящие получали здесь исцеление»(«Православный паломник», официальное издание Паломнического центра Московского Патриархата).

Русская Православная Церковь чтит память Сергия и Вакха 7 (20) октября.

В честь сирийского мученика из Ресафы получил свое монашеское имя (пострижен 7 октября) преподобный Сергий Радонежский.

 

***

Храм преподобного Сергия Радонежского выстроен совсем недавно, уютно расположившись во дворе учебного корпуса иконописного отделения Курской православной духовной семинарии. Можно даже уточнить, что храм буквально врос в иконописную школу, так что после каждой литургии по учебным комнатам и галереям школы благодатными волнами расходится благоухание ладана от священной кадильницы, особенно ощутимое, если богослужение совершается при открытой боковой двери храма, выходящей в фойе первого этажа. Прихожане пользуются центральным входом, а в эту узкую дверь можно входить только воспитанникам и преподавателям школы.

Каждую воскресную литургию воспитанницы иконописного отделения семинарии поют вместе с профессиональным хором храма преподобного Сергия. Некоторые исполняют клиросное послушание в храме Пресвятой Троицы, где к ним присоединяюсь иногда и я. В основном мне доводится общаться с девочками первого курса, поскольку церковнославянский язык они изучают один год. Потом уже встречи происходят нечасто, нечаянно, в храме или в Знаменской Роще, где бывают разные семинарские мероприятия, включая заседания Педагогического Совета.

Ученицы старших курсов нередко участвуют в исполнении серьёзных иконописных работ. Насколько это участие остаётся для них ученичеством, я не знаю, но вижу, как ответственно и строго они относятся к этому делу.

Так что теперь, когда по школе разнеслась весть об этом удивительном русско-сирийском сотрудничестве, в разговорах о котором звучит это ласковое слово Маалюля, они особенно внимательны и сосредоточены, пытаясь угадать, на кого из них падёт выбор преподавателя иконописи...

 

Тропарь святым мученикам Сергию и Вакху:

Удобрение Христовых страстотерпец и очи Христовы Церкве, очи просветите душ наших, Сергие многострадальне и Вакше преславне: молитеся ко Господу, яко да убежим тьмы греховныя и Света явимся общницы невечерняго молитвами вашими, святии.

Марина Маслова


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"