На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Родная школа  
Версия для печати

Неожиданное путешествие в светлое завтра

Очерк

Поставим простой вопрос. Какую главную продукцию должна выпускать страна. Мысль двоится, четверится… Автомобили, компьютеры – это если Япония какая-нибудь. Уголь, металл – если наш собственный Донбасс. Долларовые банкноты – ежели Соединенные Штаты. Ну, и всякое сопутствующее, понятное дело. Уймем мысль: она пошла не в том направлении. Главное, продукция любого государства – человек. Какой он будет. Богоподобен – по замыслам и уменью, или так себе – рвань, нищета  прозябающая, завистливая, открывши рот глядящая в заморские чудеса.

Мне скажут. Не, не так! Человека выпускает семья. Допустим, семья и школа (даже журнал такой был). А еще добавим улицу, и еще прибавим телевизор, да и интернет и… В общем, понятно ежу, что человека формирует культура. Однако культура дело сложное, многоголосое. Где волна захлестнет этой самой культуры, с какой стороны ветра подуют, тут еще надо разобраться, быть еще тем лоцманом. Надо ж все же, чтобы культура эта сформировала человека, а не куклу-деревяшку, болтающуюся в этих волнах по воле случая.

В общем сойдемся в аксиоме. Главная продукция государства – это человек. Люди, в одиночном исполнении, существа недолговечные. Государства живут дольше. Но будет ли сама страна существовать, зависит от того, каких людей она выпустит. Творцов и созидателей, при которых страна расцветет, или обезьян, готовых растащить механизм государства по винтику, как только милиционер зевнет. Короче, людей надо делать не тяп-ляп, а настоящими Человеками. Вот именно, с большой буквы.

И именно на такой фабрике выпуская продукции под названием Человек, я и побывал. Знакомьтесь – «Оренбургское президентское кадетское училище» - ОПКУ. Общее количество обучающихся около тысячи. Возраст от 5-го класса до 11-го. Все мальчики. (Для девчонок есть свои специализированные «фабрики» подобного калибра, но в других городах). Вроде бы просто учебное заведение, что-то вроде суворовского училища. Однако ощущение такое, что я побывал в далеком отдаленном грядущем. Ситуация обратная Алисе Селезнёвой, которая в «Девочке из будущего» прибыла в прошлое, в обычную школу Москвы 20-го века. А тут я перенесся из 21-го уже в настоящий – тот, что и должен быть – 21-й век.

Об общем впечатлении от окружающей обстановки в «Первого Президентского». Например, жилой блок. Тут вам не казарма. Я сам когда-то, сто лет тому, учился в военном училище: койки в два яруса, табуреточка для вещей, тумбочка для зубной пасты и ниток. Отставить! Тут другие масштабы и другие времена. Большая просторная комната на двоих. На стене продвинутый телевизор: «Извините, Фёдор Дмитриевич, но у них только один телевизор на двоих». Еще небольшая комнатка с функцией шкафа – тут развешана форма на всякие сезоны. Сумки, рюкзачки – все с эмблемами ОПКУ. На столе два ноутбука. Да, кстати, ничего – ни форма, ни футболки, ни рюкзачки для учебников, ни спортивные сумки с эмблемой, ни персональные компьютеры, ничего из этого не приобретается на свои родительски-кровные. Это все государство. Большое и доброе государство Россия.

Возвращаемся в коридор общежития. Широченный. Тут можно ходить строем повзводно: я не говорю, что тут ходят строем по коридору, просто очень просторно. Бытовая комната: на продвинутых гладильных досках утюги таких размеров, что я даже не пытаюсь угадать сколько такой стоит в «Быт-технике». Есть швейная мастерская. Опрятная женщина что-то строчит на электрической машинке. Душ, туалет – ну, тут все как в лучших домах. Джакузи не наблюдалось, но думаю, оно относится к тем областям культуры, которые формируют сибарита, а вовсе не человека будущего. Кстати, в той комнате где заселяются те самые пятиклашки, там они и будут жить все годы учебы. Им не придется тасоваться, в новые места каждый учебный сезон.

Снова на улицу. По ровной цветастой плитке, шествуем мимо красивых кустов и цветочков. Между прочим, начальник колледжа лично увлекается этой ботаникой и сама, по садовничьи умно, распределяет, где и что посадить. Учебный корпус («один из», понятное дело). Все снова, начиная с крыльца и дверей, так рачительно сделано… Не скрепит, не заедает, просторно, уютно, не придраться ни к какой мелочи. Если стена покрашена, то в цвет приятен глазу, если перила, то блестят и крепкие, да ко всему – два уровня: для маленьких и больших. Если на стере картины, то к месту и содержательно: быть может, дизайнер и впрямь профессия нужная?

Заходим в класс. Кстати, в учебном классе по двадцать кадетов. На мой взгляд оптимальное для учителя число. Специализированный класс географии… Кажется, из современного коридора я попал в кусочек королевского дворца. Обшитые деревом колонны, глобус размером с Земной шар – метра полтора в диаметре. На фундаментальных полках фолианты атласов. Карты на стенах – встроенные и всякие. Здесь надо копаться час, чтобы насладиться атмосферой далеких странствий Меркаторианских проекций вволю. Но меня уже тянут за рукав дальше.

Размах замысла разрастается. Мы в специализированном классе астрономии. Как вам такое? А ведь здесь не астрономовучат, верно? Или все-таки и астрономов тоже, если вдруг изволят желание по выпуску? На заднем срезе класса панно в выпученными из стены, реально объемными планетами. Не надо напрягать память, дабы с непривычки запомнить последовательности и размеры: зашел в класс раза два – все само-собой отпечатается в голове. «Обратите внимание наверх!» Задираю голову: на потолке звездное небо, если где-то включить и зашторить окна, звезды загорятся разными, нужными цветами, созвездия оконтурятся. Досок несколько, легко движутся по рельсу туда-сюда. Есть обычные… Нет, скорее не слишком обычные, как по моему опыту. Мел почему-то пишет тонко, как ручка. Есть и современные, для фломастеров. В углу некая таинственная машина размером с уложенный по горизонту холодильник. Аппарат виртуальной реальности. Надеваешь специальные очки, включаешь… Здесь тоже можно изучать космос, погружаться прямо внутрь. Кстати, такие же «машинки» в других классах – физики, химии, вероятно еще и в других. Я не везде был. Для полного изучения тут надо шлепать по корпусам неделю.

Теперь класс химии. Ну, дело понятное: вся стена в таблице Менделеева. Однако не всё так просто. Подходим ближе. За каждым элементом прозрачная маленькая дверца. Отпираем. Вот запечатанный пузырек – там внутри газ водород, ну и другие газы – где положено. В материально более осязаемых элементах – твердого вида – пузырьки не закупорены: бери в руки, трогай, взвешивай, может даже на вкус и на зуб, если важно. Кстати, «Au» – золото. Оно там! Не золотой песок. Несколько неправильного вида кусочков. Никто не крадет: наверняка, это тоже воспитание нового Человека. Урана, плутония, правда, не наличествует. Ну, дело понятное.

Через класс химии, и стеклянную перегородку попадаем в лабораторию. Ну, столько пробирок я видел только в кино. Отдельная учительница ведет работу с группкой кадетов постарше. Что-то они там «химичат», не только с элементами, но и с компьютерами. Быть может, здесь готовят будущих Менделеевых и Розерфордов? Не исключаю вероятность.

Класс физики, литературы, иностранных языков, зоологии. Все смешивается, напластывается. Это в моей голове, понятное дело. Все-таки, кого же здесь готовят? Мичуриных, Пржевальских?

Мы снова на улице, вслед за стайкой веселых ребят в форме и с большими синими спортивными сумками. Они, правда, бегут на спорт – на урок физкультуры. Здесь, на территории чуть ли не десять спортивных залов. Всякой направленности. Меня ведут к самому большому сооружению данной отрасли приложения человеческих способностей. Здесь собственный ледовый дворец. Огромный эллипс искусственного льда, сияет от вспыхнувших софитов. Тут своя хоккейная команда. И по другим отраслям спорта тоже, как все уже поняли. Так все же, кого здесь готовят? Третьяков, Яшиных?

Был в размещенном в подвальном уровне тире. К мишени после выстрела бегать не требуется. Экран сбоку высвечивает в увеличении десятикратно. Был в тренажерке обучения вождению. На реальных авто в колледже не учат, все же дети, но тренажеры хороши. Есть тренажер, с двумя манекенами. Не простыми, как все поняли. На них учат оказанию первой помощи. Эти люди, когда выучатся, не растеряются и не замрут в слезах, если у кого-то рядом случится сбой организма. Они сумеют помочь и спасти, до прихода оснащенного медика.

Да, кстати. Воспитание – это не только «на, бери!», это еще и «нет!» Как-то мы в наш толерантный век забыли, что есть и такое слово. И оно также значимо. Мобильные телефон – изобретенная сильными мира сего, шумилка для головы, оболванивающая мозг клиповым сознанием, возвращающее человека обратно на деревья, откуда можно безопасно гадить вниз и не думать о будущем вот совсем нисколечко… Так вот, эта, притворяющаяся веселой, опасная штуковина отбирается насовсем. Не, ну позвонить папе раз в день и доложить, что все хорошо допустимо. Кстати, если какая мама, сильно не доверяющая государству, в слезах разрыдается, что сыночек не доедает сладенького, то – вот вам пожалуйста! Через специальный пароль, пожалуйте на сайт. Там можно узнать меню на обед, ужин, полдник и… Как там это называется? Короче, питаниепятиразовое! Все усвоили?

И да. Телефончик-балабольчик, вход в формирование чистого потребительства отобрали. А что же… Взамен-то что?

Творчество! Взамен потребления именно оно. Святое творчество! Туда билет в одну сторону. Творчество оно такое. Ступил и с тропы уже не сойдешь. Если конечно большое доброе государство поощрит, и оградить от алчущего жертвы мира потребления. Оказывается… Кто бы мог подумать, во времена воинствующего постмодерна, что оно, это творчество, многообразно. Десятки кружков, секций. Помимо спортивных, как все поняли. Все на территории этого же колледжа.

Там и тут в свободных холлах красуются образцы творческого гения местных маленьких умельцев. Вот модель – модель! – метр на полтора – гусеничной пусковой С-300. Блестят металлом игрушечные гусеницы – как настоящие. Вот модель парусника из дерева. Все с любовью и до жути умело. Не скажешь, что это сделано мальчиками школьного вида. Может, тут готовят скульпторов, судомоделистов? Или даже будущих корабельных конструкторов? Я теряюсь.

Мы входим в специальных класс (!) секции роботостроения (может, это называется как-то по-иному, не суть важно). На столе, возле наклонившегося к компьютеру мальчика, на вид класса шестого-седьмого, стоит небольшой робот. «Что вы делаете?» - «Программирую. Вот этого робота. Он ходит» - «А сейчас пойдет?» - «Нет. Я еще не до-программировал маршрут. Вон, на полу, дорожка с метками. Он по ней пойдет, по точкам» - «Угу!» Что я могу добавить, этот семиклассник уже умнее меня. Кого здесь готовят? Норманов фон Неймеров? Кстати! Детали, из которых сотворен робот, они откуда? Оказывается, не заказные со стороны, как думалось. Их тоже программируют и делают здесь же. Есть 3-Dпринтер и не один. Достаточно масштабного вида. И да! Никто здесь не шныряет по углам в поисках материальных ресурсов и инструмента для творчества: фанера, лобзики, куски всяческого металла, тиски – все в любом количестве.

В студии фото-кино дела, мне показали на столе огромные фотоаппараты, стоимость которых я даже боюсь предсказать. Они не в сейфе под замком – в классе для всех.

В учреждении своя типография, весьма оснащенного профиля. Здесь тоже трудятся дети. Творчески трудятся. Стенды, учебные пособия, рекламные буклеты колледжа – все своими руками, с помощью новейшей техники. Я в очередной раз потрясен.

Другая сфера приложения ума. Секции танцев, музыки, пения. Будьте добры, если хочется развить талант и есть время. При таком веере возможностей, я даже не приложу ума, чтобы такое выбрать. Оказывается, этот веер существует не только в виртуальном мире телефона – он есть наяву. Явная альтернатива.

«Сколько из выпускников поступают в военные ВУЗы?» - «Процентов семьдесят. Остальные по другим профилям». Вначале был удивлен, что так мало. Теперь – после экскурсии – удивлен, что так много. При таком веере возможностей это и вправду удивительно.

В общем, путешествие в будущее произвело на меня впечатление. Я еще не все изложил. Это только первый мазок. Хочется еще сказать о людях, несущих этот свет в детские души (свой храм там тоже наличествует, если что). Надо бы сказать и о том деле, о которой везде и где не попади толчут воду в ступе – о патриотическом воспитании. Оно вот тут, в этом колледже воочию. В этом самом итоге – в 70-ти процентах идущих после этого творческого рая в военные училища страны. Обо всем этом еще надо будет поведать.

Фактографические детали можно узнать на сайте заведения. Находится легко. Лишь наберите в поиске «Оренбургский президентский колледж», или «Первый президентский колледж». Найдется так и так.

Фёдор Березин (Донецк, ДНР)


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"