На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Родная школа  
Версия для печати

Губительная доктрина министерства образования

Выступление на Соборной встрече «Духовная сила слова: основа единства народа»

Обращаюсь к участникам Собора, взявшегося обсуждать тему Слова, с вопросом, в котором, конечно же, уже ответ: когда же признаем, что уроки литературы в школе отвращают от литературы. Следовательно, духовное здоровье миллионов юных сограждан вне государственного призора.

Мое выступление родилось не только как отклик на обнародованный в интернете проект Стандарта общего образования с подзаглавием Концепция государственного стандарта.

Мое выступление итог изучения уже сложившей методики, которая предполагает, что министерство образования не обозначило для школы надобность научить учить любить литературу – как основе приобщения к высокой нравственности и к желанию нравственно совершенствоваться.

Вот один из примеров. Что привлекательнее для молодежи: облик ТВ-Ксении, со своей быстро растворимой в доверчивых душах пошлостью, или образ Наташи Ростовой по учебнику для 10 класса (изд. «Дрофа»)? Ответ не в пользу Наташи навязывается уже в зачине к главке «Наташа Ростова»: «Если перенести типологии героев эпопеи на традиционный язык литературоведческих терминов, то сама собой обнаружиться внутренняя закономерность».

«Закономерность». Какая же она у Наташи? Ни за что не влюбиться: «Подобно остальным Ростовым, Наташа не наделена острым умом… Она наделена чем-то иным, что для Толстого важнее абстрактного ума, важ­нее даже правдоискательства: инстинктом познания жизни опытным путем. Именно это необъяснимое каче­ство вплотную приближает образ Наташи к «мудрецам», прежде всего к Кутузову, притом что во всем остальном она ближе к обычным людям. Ее попросту невозможно «прописать» к одному какому-то разряду: она не подчиняется никакой классификации…» И все это 10 лет подряд, ибо прошло 10-ть переизданий: поколение за поколением в невнятице!

Неизбежен вопрос: захочется ли после таких абзацев вообще читать шедевр «Войну и мир»? Совсем как в народной пословице из сборника В.И. Даля: «Хороша книга, да начетчики плохи».

С 5-го класса, как известно, запланировано системное приобщение к литературе.

Завлекать чтением (здесь и далее речь не о чтиве-китче)! Заманивать к Книге! Учить находить в Словесности радость душе и сердцу!

Как бы не так. Давным давно сложившая методика запамятовала, что школьник в том возрасте, который по природе своей отвергает теоретизирование, тем более окисленное скукотным менторством.

Учебник с грифом министерства. В числе первых – сказки под рубрикой «Устное народное творчество». На открытие две статьи. После каждой «Вопрос и задание»: «Прочитайте и перескажите». Теория, теория... Ею сочатся страницы, начисто смывая присущее ребенку любопытство. К примеру: «Постоянные эпитеты – красочные определения, признаки предмета, которые употребляются в устойчивом сочетании с одним определяемым словом». Мало показалось – так задание: «Прочитайте книгу «Фольклор и литература» (М.,1996)».

«Пушкин – наше всё!», – но он никак не сможет стать таковым для 10-ти классников.«Я помню чудное мгновенье…» Учебник 10 класса речет далекое от трепетных чувств, а еще указует, что Пушкин подражатель: «Словно борются два стилистических слоя. В одном борются общепоэтические выражения, которые можно встретить во многих стихах поэтов той эпохи…» Таков прием выверки литературоведческой алгеброй поэтической гармонии. Раздел «Пушкин» то и дело явно в непомерных для учеников заданиях: «Какие открытия европейской культуры подготовили явление Пушкина?» или «С какими противоречиями столкнулся Пушкин, приступая к работе над циклом романтичсеких поэм?» и еще, еще подобное. Да к тому же рекомендовано проштудировать академические (!) труды В. Виноградова, В. Жирмунского, Б. Томашевского, Ю. Лотмана и Р. Якобсона (с книгой «Статуя в поэтической мифологии Пушкина». Такова для школьников политехнизация литературы!).

Учебник для 11класса класса («Дрофа»). Уже 14-е издание! Это значит, что им довольны все без исключения послесоветские министры образования. Предисловие на 67 страниц. Не придерешься: правильно и праведно. Только вот сиятельный серебряный век литературы скамуфлирован в тусклые разводья: «При всей разнице позиций и взглядов было в ми­ровосприятии писателей рубежа веков нечто общее, что блестяще уловил в свое время выдающийся знаток лите­ратуры профессор Семен Афанасьевич Венгеров в преди­словии к задуманной им трехтомной « Истории русской литературы XX века» (1914). Ученый отметил, что объ­единяющим общественника М. Горького и индивиду­алиста К. Бальмонта, реалиста И. Бунина, символистов В. Брюсова, А. Блока и А. Белого с экспрессионистом Л. Андреевым и натуралистом М. Арцыбашевым, пес­симиста-декадента Ф. Сологуба и оптимиста А. Купри­на был вызов традициям обыденщины, «устремление в высь, в даль, в глубь, но только прочь от постылой плоскости серого прозябания».

Тесты. В школах нынче они как беззастенчивая дрессура – метод «тыка», ну, совсем как в ТВ-шоу «Выиграй миллион» от М. Галкина. Но даже «тык» наталкивается ,к примеру, в 8 классе на такое вот троеколье: «В строке “ Но в нас горит еще желанье” использовано следующее средство художественной выразительности как…» Предложен выбор по схеме игры «угадай-ка»: метонимия– метафора– олицетворение.

  Темы сочинений тем более диссертабельны. В 2008-м были и такие: «Пейзаж и его функции в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», «Средства создания сатирических образов в «Сказках» М.Е. Салтыкова-Щедрина» и «Тема творчества в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

Кое-кто из издателей давно уловил: школяры литературу не знают, за подсказки – выволочка, а писать сочинения – куда деться – надо. Так налажена шпаргальная индустрия. В одной из школ мне показали фолиант издательства «Дрофа» на 608 страниц: «1700 лучших сочинений. Темы. Планы. Образцы. Для школьников и поступающих в вузы».

Ошеломило. И потому, что пособие для списывания-переписывания не опротестовано министерством образования. И потому, что своим наукообразием тоже включено в процесс отвращения от литературы. Избираю для примера сочинение о Пушкине: «Народность как критерий отображения действительности… Идея изменения общества через нравственное усовершенствование человека наряду с идеей несовершенства современного Пушкину состояния общественного развития лежит в основе крупнейшего его произведения… Ответ надо искать в русле общей ориентации произведения на предельную открытость, жизненность, ненатужность… В этом произведении с особой силой проявилось стремление Пушкина быть верным “истине исторической”. И писатель-поэт предстает перед нами как добросовестный, самостоятельный исследователь… Он изображает борьбу классов, противоречия и столкновения…»

Прочитал недавнюю статью директора издательства «Просвещение» и узнал, что сформирована концепция на создание учебников нового поколения: «Учебник перестает быть кладезем знаний для учащихся и становится навигатором, который ориентирует ребенка на овладение компетенциями, позволяющими самостоятельно находить информацию, анализировать, синтезировать ее, выстраивать собственную образовательную и жизненную траекторию,находить в образовательном пространстве все то, что ему необходимо для решения образовательной задачи».

Однако же, как перевести эту директиву с научной лексики на язык, доступный, скажем, в учебнике литературы для школьника и учителя?

Тем более важно спросить: не приведет ли непутевого ученика «собственная траектория» на орбиту отказа от требований учителя. И он начнет листать учебник по той «навигации», которая обеспечит облегченное и отвергнет сложное.

«Сообразно врожденным способностям» – таков беспощадно селективный постулат системы образования США. Но стоит ли перенимать?

«Прохождение» литературы… Увы, от школьников скрыты немало столбовых ее дорог. Далее два примера.

Учебник для 5 класса. Статья к разделу «Древнерусская литература» – ни слова о «Слове о полку Игореве», но отчего-то решено, что лучшей – и единственной! – иллюстрацией высот повествовательной литературы Руси станут «Хождения» купца Никитина (ХУ в.), строго говоря, памятник средневековья.

Шолохов. Свершилась мечта рапповцев. Классик-нобелевец сметен с палубы современных учебников 5-6-7-8 классов, где прописана советская литература («Просвещение»). Вместе с тем идут здесь И.Бунин, Саша Черный, Дм. Лихачев, Ф.Искандер, Р. Брэдбери и Дж. Олридж. Может, у изгоя Шолохова нет ничего доступно-интересного для отроков? Есть, как известно, и числом немалым!

Он появляется только в 11 классе с нелепейшей рекомендацией учителю выбирать для изучения либо «Тихий Дон» либо «Поднятую целину».

Не к упрощению призываю, но к смене вех в методике! Она обязана заняться самым трудным делом: научивать учителя учить школьников любить литературу. Благо она в России с древнейших времен рождалась интересной.

Учитель – от слова читать. Или читать от слова – учитель. Впрочем, всё одно. Но вот один из срезов проблемы: в начальных классах уроки чтения отменены, а для классов с отроками у учителя времени нет.

Полагаю: жизнь простит школе незнание гражданином России полного набора литформул. Но она жестоко отомстит, если уроки литературы не научат будить совесть и быть преданным Родине.

Но где там, если растворено во многострочии наукообразия нестареющее наставление для всех поколений пишущих и читающих: «Я взглянул окрест меня – душа моя страданиями человеческими уязвлена стала…» (Радищев)

Но что говорить про почитание героического прошлого, если в учебнике для 10-го класса высказано шедевр «Василий Теркин» помянут в разных главках всего-то 5-7-ю строками в каждой, и столь невыразительно: «Творческая цельность обеспечивается широтой образной системы, в которой объединяются современное и непреходящее. Характерно, что любимые герои поэта – это неистребимо жизнестойкие правдоискатели: Никита Моргунок, Василий Теркин…»

Губительна доктрина министра образования А. Фурсенко на избавление страны от человека мыслящего. Узнал об этом из его интервью журналу «Итоги» (20.11.08): «Всё только и говорят, что дети перестанут самостоятельно и творчески мыслить… Скажу жестко, но рабочий на конвейере не должен рассуждать, он должен делать то, чему его научили для получения конкретного результата. К сожалению, в нашей жизни, в экономике «конвейеров» больше, чем исключительно творческой работы. Ты в праве выбирать себе работу, но, выбрав, делай то, что от тебя требуется. А мы все продолжаем рассуждать».

Теперь знаем генерального конструктора конвейера по штамповке митрофанушек. Это при нем обнародовано: «Литература в 2008 году переходит из разряда обязательных в предмет по выбору». Не базовая отныне! Это анафема русской традиции, что литература предмет образующий и воспитывающий. Да и безжалостно ампутирован этот предмет. И тем, что как рассказали мне в одной из школ, в 10 классе осталось всего 3 урока в неделю. И тем, что отменен контроль за итогом изучения («прохождения») литературы в школе. Мало того, что в ЕГЭ остаются только математика и русский язык. Так еще обеспечено выпускнику право пройти аттестацию, даже не получив положительной оценки по предмету, который он выбрал сам. Теперь дозволено «среднеарифметические» оценки ««округлять в большую сторону» (была «двойка» – ставим «три»). Всё это познал по Положению о Государственной итоговой аттестации, которую подписал министр.

Саркастично оценил такую эту политику Э. Днепров, академик Российской академии образования, сам былой министр образования: «Технократическое обрезание образования. Выбрасывают «душу живу».

Министр Фурсенко отважен. Он не откликается на многую числом критику и журналистов, и уже даже пленума Союза писателей России.

Отправил я министру обращение, конечно же, с неудобными для него вопросами (идут далее) и попутно решил проэкзаменовать этого госдеятеля на законопослушание. Напомнил о Федеральном Законе «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», который предписывает обязательность конкретного ответа по каждому из положений и в 30-дневный срок.

Вопросы, надеюсь, значимы для общества: «Почему министр ослушался требований Президента РФ, что стандарты образования обязаны стать «предметом обсуждения в обществе» (Госсовет, февраль 2008)? Анализировались ли когда-либо на коллегии Министерства протестное мнение общественности? Позволит ли руководство сферой образования квалифицировать свои действия по сокращению объема изучения литературы и снижения требовательности за качество изучения – как государственный вандализм? Кто дал санкцию на внедрение негативных для образования факторов? Почему министр не инициирует надобность рассмотрение на Госсовете темы гуманитарного образования и просвещения в стране?»

Не пришел ответ и после напоминания газеты «Российский писатель». Я тогда предложил переэкзаменовку – попросил Генерального Прокурора защитить помянутый закон от правонарушителя. Пришел-таки ответ, но читал в нем только пустые окологоворки. Второй запрос ушел из прокураторы. И снова ответ без ответа, а что собственно может ответить всего-то замдиректора департамента вместо министра, утаивающего то, как он формирует державную образовательную политику.

Кстати спросить: известен ли министерству образования профессиональный портрет учителя литературы: что читает, есть ли библиотечный абонент и какова в среднем та сумма, которая выделяется на покупку книг и билетов в театр, на СМИ.

Перед Собором встретился с группой учителей. Так их многое тревожит в деяниях министра. К примеру:

– Министр – математик и физик. Вот и сократил «часы» на литературу!

– Это же надо в Год русского языка поднял зарплату учителям иностранных языков! А чем мы хуже?! Не догадался, что, подняв и нам зарплату, поднял бы планку требовательности. А почему школьный библиотекарь зарабатывает меньше, чем городской?

– Зачем он отбил охоту лучших учеников – медалистов – учиться лучше всех? В этом году подтвердил, что «при поступлении в вуз дополнительных баллов абитуриенту ни золотая, ни серебряная медали не дадут». (Рос.газ. 08. №241). ..

– Не понятно, почему он не протестует против нередко тлетворного влияния ТВ? Не догадывается учредить журналы «Юный книгочей» и «Юный историк». Ему надо добиваться для школ увеличения средств на подписку.

Одно сказать в заключение: министерские стандарты гуманитарного образования не обеспечивает миллионы школяров иммунитетом на ТВ-бациллы духовной и культурной убогости, сексомании, пошлости и равнодушной аполитичности.

С чего начать? Правительству надо созывать консилиум. Представительный, с участием, естественно, педагогов – ученых и практиков, чинов министерства не только образования, но и культуры (здесь библиотеки и издательства), деятелей творческих союзов, родительской общественности и обязательно СМИ, в первую очередь ТВ.

Валентин Осипов, член Высшего творческого совета СП России


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"