Положение ХVIII Международного литературно-художественного конкурса для детей и юношества «Гренадеры, вперед!»
31 января 2022 года открылся ХVIII Международный литературно-художественный конкурс для детей и юношества «Гренадеры, вперед!» Конкурс проводится совместно Всемирным Русским Народным Собором, Союзом писателей России, Издательским советом Русской Православной Церкви, Министерством обороны РФ, Министерством образования и науки РФ, Центром адмирала Федора Ушакова.
«Не отчаивайтесь!
Сии грозные бури обратятся к славе России!»
Святой праведный воин Феодор Ушаков. 1812 г.
"Да ведают потомки православных
Земли родной минувшую судьбу,
Своих царей великих поминают
За их труды, за славу, за добро –
А за грехи, за темные деянья
Спасителя смиренно умоляют."
А.С. Пушкин, из трагедии «Борис Годунов», слова летописца Пимена
«Родина мила сердцу не местными красотами,
не ясным небом, не приятным климатом,
а пленительными воспоминаниями,
окружающими, так сказать,
утро и колыбель человечества».
Николай Карамзин
Я верую, что юные надежды
Исполнятся, хоть в образе другом,
Что час придет, где мы откроем вежды,
Что ложны в нас бессилье и смущенье,
Что даст свой плод нам каждый падший цвет,
Что всем борьбам в душе есть примиренье,
Что каждому вопросу есть ответ.
Каролина Павлова
«Помнить – это все равно, что понимать,
а чем больше понимаешь,
тем больше видишь хорошего».
Максим Горький
Конкурс "Гренадеры, вперед!" в 2022 году пройдет в 18 раз и назван «ПОДВИГ НАДЕЖДЫ И ЛЮБВИ», и посвящен памяти, истории, людям и величию Святой Руси, её героям, её победам, величию общенародного подвига во все века нашей истории. Надежда особенно важна сегодня и мы должны вспомнить все, что было сделано нашим народом с надеждой во имя любви.
1-й этап — региональный (январь 2022 г. — август 2022 г.)
2-й этап — финал (август 2022 г. — 1 сентября 2022г.).
Подведение итогов и объявление победителей в октябре-ноябре 2022года.
Цели Конкурса:
— возрождение и поддержка славных традиций патриотизма среди детей и юношества; воспитание памятью, умение увидеть надежду ради любви в народной жизни, в истории и вокруг нас сегодня;
— воспитание молодого поколения в духе уважения к земле предков, к своим историческим корням и героям нашей истории;
— формирование желания у молодых быть достойными тысячелетней истории России, следовать примеру героев нашей Родины.
Задачи Конкурса:
— духовное, нравственное, экологическое, военно-патриотическое воспитание молодежи, развитие у нее чувства любви к Родине, к ее созидателям, ее защитникам, к ее героям;
— развитие и поддержка творческих литературно-художественных и музыкальных способностей детей; детской и юношеской исследовательской, познавательной, литературной деятельности;
— выявление и поддержка детей, одаренных в области технического творчества и моделирования, в области народного творчества.
Конкурс проводится по 6 номинациям, в двух формах (индивидуальной и коллективной). В конкурсе участвуют воспитанники детских садов, школьники 1-11 классов, студенты вузов и курсанты военных училищ, кадетских корпусов.
Общие требования к работам: содержание работ должно соответствовать номинации конкурса, его тематике и заявленному жанру, нормам литературного языка.
1 номинация «Слово о русской земле, ее традициях, памяти и героях»
Форма участия: индивидуальная
Рассказы и сочинения о надежде и памяти, о добре, красоте и святости русской земли, о связи времен и поколений, о героях Отечества всех времен, о героях духа, святых нашего Отечества.
Планета Русь.
Принеси щепоть земли к Священному холму и напиши о величии России, рассказав о своей малой Родине.
Темы: «Судьба человека» (расскажи о достойном человеке России, своём земляке), «События и люди» (опиши событие, которое неразрывно связано с судьбой России и повлияло на её развитие); «Святыня моей Родины» (расскажи о святыне своей земли – храме, иконе, святом источнике); «Мы первые…» (поведай о достижении, рекорде своей малой Родины, которым гордится вся Россия); «Живая Память» (расскажи об одном из музеев своей земли); «Запечатленное время» (расскажи о памятнике своего края, кто его воздвиг и в честь кого, чем он важен для жителей края).
Приложи к рассказу щепоть земли и пришли её нам по почте. И мы соединим её с другими русскими землями Священного Холма в Изборске - географической точке "Начало земли русской".
Темы 2: «Всякий да спешит исполнить ему должное. Федор Ушаков»; «Что же милее всего для человека? Жизнь: потому что с нею только связаны все наши радости, все наше счастье, все наши надежды. (Н.Г. Чернышевский)»; «Образ времени в надежде и любви», «Не отчаивайтесь, сии грозные бури обратятся к славе России. Заветы святого праведного воина Федора Ушакова»; «Да ведают потомки православных Земли родной минувшую судьбу»; «Петр I и его деяния во имя Отечества. Чему мы могли бы научиться у Петра Великого» (к 350-летию со дня рождения»); «Жди меня и я вернусь…»; «Помнить всех поименно…», «Пока дышу, надеюсь…»; «Связь времен - связь поколений»; «О, Русская земля – земля героев»; «За други своя», «Мы победили, потому что любили»; «Герои духа моего родного края»; «Узнаю Отечество святое…»; «Славянское единство и защита Святой Руси»; «Кто к нам с мечом придет, от меча и погибнет (Александр Невский)», «Мы – русские! Какой восторг! (А.В. Суворов)»; «Культура – есть память» «Высший подвиг в терпенье, любви и мольбе…»; « «А я в Россию, домой хочу» (М.И. Ножкин); «В жизни всегда есть место подвигам», «Мои родные – дети Победы» (Народный проект. Собираем воспоминания о военном детстве); « «Любить человека — значит, видеть его таким, каким его замыслил Бог. Ф.М. Достоевский»;
Эссе на тему, заданную писателями России, с примерами
В.И. Белов (к 90-летию):
«Секрет любого мастерства и художества простой. Это терпение, трудолюбие и превосходное знание традиции. А если ко всему этому природа добавит еще и талант, дар, индивидуальную способность, мы неминуемо столкнемся с незаурядным художественным явлением».
В.И. Белов «Лад».
«Человек счастлив, пока у него есть Родина. Как бы ни сурова, ни неласкова была она со своим сыном, нам никогда от неё не отречься».
«Отчего русские не испугались грозных фашистских полчищ, а каким-то жалким банкирам и продажным телевизионщикам отдали себя с головой?»
«Народ, который не поет, мне кажется, обречен на гибель».
В.Г. Распутин (к 85-летию):
«Можно, наверное, вынести любой позор, но можно ли обмануть всех людей, весь мир разом, чтобы никто никогда не открыл правды? Не мало ли для этого одного человека, его хитрости и изворотливости, какими бы удачными они ни были?»
Валентин Распутин. «Живи и помни».
«Чтобы человеку чувствовать себя в жизни сносно, нужно быть дома. Вот: дома. Поперед всего — дома, а не на постое, в себе, в своем собственном внутреннем хозяйстве, где все имеет определенное, издавна заведенное место и службу. Затем дома — в избе, на квартире, откуда с одной стороны уходишь на работу, и с другой — в себя. И дома — на родной земле».
«Странно: почему мы так же, как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? И не за то вовсе, что было в школе, — нет, а за то, что сталось с нами после».
«Нет, надо верить… И праведники еще остаются, и не выжили совершенно люди из бескорыстия, благоразумия, веры. Да, издержался издерзился, окунулся в срамной балаган человек — да ведь не всякий же! И пусть он, неподдавшийся, осмеян нынче, затравлен, загнан в молчание и одиночество… но…стоит неколебимо он, ни за какие пряники не способный расстаться с совестью».
Валентин Распутин. "Сибирь, Сибирь..."
Д.М. Балашов (к 95-летию):
«... из земли можно вырвать, из сердца не выдернешь - Родина!»
Дмитрий Балашов. «Бремя власти».
«Уважение к предкам есть первая и главная основа всякой культуры. Без него невозможно сохранение даже и национальной независимости народа, как показывает горький опыт прошедших веков».
Дмитрий Балашов. «Симеон Гордый».
«Утерявший веру утеряет и Родину, возненавидит и ближнего своего! А за сим грядет паскудное служение животной силе! Отнимите у человека духовное, и что останет от него? Способный на любые преступления хищный зверь!»
Дмитрий Балашов. «Симеон Гордый».
«Богата земля! ... Велика Русь! И всего-то в ней хватает! И поля хлебородные,и сады благодатные, и винограды обительны, и овощь многоразличная, и звери, и птицы! ... зайцы так и скачут из-под ног, есть и волки, и лисы, и рыси, и медведи, и лоси, и дрофы, и гуси, и утицы - всего исполнена земля!»
Дмитрий Балашов. «Бремя власти».
Фантастические рассказы на тему: «Моя Родина будет такою»; «Надежда – мой компас земной»; «У нас на всех одна планета…»; «Человек отвечает за жизнь на земле…»; «Живу в гармонии с природой», «Как нам обустроить Россию…», «Мечты мои…», «Что есть главное?», «Добрые мысли светятся».
Для детей младшего возраста: Сказки о надежде и любви, «Иду за Федором Ушаковым…», фантастические рассказы о будущем «Просто я работаю волшебником», «Я – потомок Ильи Муромца, Александра Невского и Дмитрия Донского…», «Загадай желание…» рассказы «Наши деды – славные победы», «Кто мой любимый герой русской истории?», «Я хочу быть похожим на…», «Мой (пра)дедушка (пра)бабушка) рассказывает…», истории «Ветер времен», «Мои друзья», «Добрые дела на свете…», «Настоящая дружба», «Братья наши меньшие со мной…»
Художественное выразительное чтение (чтецы): исполнение стихов Николая Некрасова, Сергея Есенина, Николая Рубцова, или прозаических отрывков древнерусской литературы, «Слова о полку Игореве», а также писателей-юбиляров: Дмитрия Мамина-Сибиряка, Льва Мея, Аполлона Григорьева, Марины Цветаевой, Сергея Алексеева, Владимира Карпова, Валентина Распутина, Александра Вампилова, Василия Белова, Дмитрия Балашова, Роберта Рождественского.
Требования: видеозапись исполнения стихотворения или прозаического произведения (с обязательным приложением текста) должна быть представлена на флэшке или на CD или DVD – диске в одном файле; название файла — фамилия, имя автора, учебное заведение. А так же можно прислать на электронную почту.
Форма участия: коллективная
«Не отчаивайтесь, сии грозные бури обратятся к славе России. Заветы святого праведного воина Федора Ушакова»; «Да ведают потомки православных Земли родной минувшую судьбу»; «У нас на всех одна победа…»; «За мной стоят земли моей герои…»; «Русские святые о Победе над Злом», «Человек отвечает за жизнь на земле…»; «Жди меня, и я вернусь»; «Культура – есть память»; «А я в Россию, домой хочу» (М.И. Ножкин); «О, Русская земля! Ты уже за холмами…»; «И когда все войны забудутся, Все оружие на слом пойдет, Все надежды людские сбудутся — Милосердие не умрет». (Вадим Шефнер); «Слово о полку Игореве» - слово любви и надежды; «За други своя», «Узнаю Отечество святое…»; «Славянское единство и защита Святой Руси»; «Высший подвиг в терпенье, любви и мольбе…»; «России славные годины»; «Кто мой любимый герой русской истории?»; «Живи и помни» (по произведениям В. Белова, В. Распутина, А. Вампилова); «Молодость, куда ты?» «Я вослед За надеждой собственной иду!» (Расул Гамзатов)».
Пьесы и сценарии (С приложением текста в печатном и электронном вариантах (на флэшке, CD-диске в одном файле; название файла — фамилия, имя автора, учебное заведение).
Спектакли. Литературно-музыкальные композиции (с приложением текста в печатном и электронном вариантах и флэшки или CD- или DVD-диска с записью исполнения. Видеозаписи принимаются в двух вариантах (наличие первого варианта обязательно). 1 вариант: формат avi (предпочтительна оцифровка бесплатным кодеком Xvid). Максимальный размер файла фильма 100 Mb. Максимальная длительность записи 15 мин.; 2 вариант: Максимально возможное качество. Максимальная длительность записи 15 мин.
2 номинация «Письмо моему герою»
Форма участия: индивидуальная
«Письмо потомкам», «Расскажу о моей Родине…», «Я Родину вижу такою…»; «Письмо моему герою», «Письмо Илье Муромцу», «Письмо князю Владимиру Красное Солнышко»; «Письмо Александру Суворову», «Письмо с фронта (описание боя, подвига, героя)», «Письмо Олегу Кошевому», «Письмо Зое Космодемьянской», «Письмо молодогвардейцам», «Письмо Александру Матросову», «Письмо героям-панфиловцам», «Письмо любимому литературному герою», «Письмо писателям России о том, какую книгу я хочу прочитать», «Письмо писателю Василию Белову», «Письмо писателю Валентину Распутину», «Письмо любимым бабушке и дедушке», «Письмо Герою Советского Союза, писателю Владимиру Карпову», письмо герою и ответ на него.
3 номинация «Художественный образ»
Форма участия: индивидуальная
Рукописные книги: «Дети Победы» (Народный проект. Собираем воспоминания о военном детстве); «Дайте Родину мою!», «А я в Россию, домой хочу», «За мной стоят земли моей герои…»; «Красота моей земли», «Мой край – жемчужина России»; «Травы, деревья и животные моего края», «Моя семья хранит память…»; «Реликвии моей семьи», «Книга памяти Героев»; «Герои России моей»; «Высок и свят их подвиг незабвенный»; «С любовью, верой и отвагой»; «Герои нашего времени»; «Поход по славным местам моего Отечества»; «История памятников Отечества»; «Маленькие защитники родного края»; «Память их из рода в род»; «Узнай Отечество святое...»; «Славна богатырями земля наша», «В жизни всегда есть место подвигам», «Помни хорошее», «Родная земля в образах и картинах (писатели и художники моего края)», «Благодарю жизнь», «Я думаю, как прекрасна земля и на ней человек. (Сергей Есенин)»; «Мои любимые слова (собираем словарь родной земли)»; Энциклопедия моей Родины «Не может Родина быть малой с такой великою судьбой»; «Песенник моей Родины»; «Краеведческий журнал «Моя Родина самая лучшая и красивая самая»»; Бортовой журнал наших путешествий по родному краю; «Надежда – мой компас земной. О героях моего края».
Рисунки, посвященные памяти, подвигам, любимым героям книг, природе родного края, его красоте и славе, людям, их делам, которые они совершали во имя Родины. Исторические герои Отечества, полководцы, святые, битвы и духовные подвиги. Святые места Отечества. Рисунки о том, как люди веками сражались за Добро против зла, за веру, надежду, любовь..
Форма участия: коллективная
Рукописные книги: «Они сражались за надежду жить, верить, любить»; «За други своя…»; «Я хочу быть на них похожим»; «Дети Победы» (Народный проект. Собираем воспоминания о военном детстве); «Осталось свято сердцу внука, что было свято для отцов»; «Моя семья хранит память…»; «Реликвии моей семьи»; «Мы – наследники Александра Невского, Дмитрия Пожарского, Александра Суворова»; «Честь имею!» (офицеры и солдаты России) «Книга памяти Героев»; «Герои России моей»; «Славный год войны народной»; «Высок и свят их подвиг незабвенный»; «С любовью, верой и отвагой»; «Из одного металла льют медаль за бой, медаль за труд»; «Мой род в истории Родины»; «Герои нашего времени», «Мой край – жемчужина России»; «Культура – это память»; «Красота моей земли», «Травы, деревья и люди моего края», «Литературная история моего края…», «Помним хорошее», «Истории моих любимых слов. Учимся у В.И. Даля»; Энциклопедия моей Родины «Не может Родина быть малой с такой великою судьбой»; «Песенник моей Родины»; «Краеведческий журнал «Моя Родина самая лучшая и красивая самая»»; Бортовой журнал наших путешествий по родному краю; «Надежда – мой компас земной. О героях моего края».
.
4 номинация «Добрый мастер родной земли»
Форма участия: индивидуальная и коллективная
Модели и макеты, рассказывающие о памяти народной, о народном творчестве, красоте земли русской, ее природы и людей, о героическом прошлом российской истории: «Знай наших!» – поделки и макеты памятников, церквей, монастырей, битв и батальных сцен. «Какие бы памятные знаки и памятники вы поставили на своей земле?», «Декорации к постановкам, пьесам», «Ожившие страницы литературных произведений»; «Украшаю школу, поселок, город, страну», «какой музей вы мечтаете открыть. Макет и разработка концепции».
Сувениры к памятным датам. Вышивка, кружево, вязание, коллажи, бисероплетение, макраме, резьба по дереву, роспись тканей, корнепластика, соломка, лоза, оригами, витражи, керамика, исторические костюмы и т.д. Образцы народных промыслов. Куклы.
Гербарии трав, цветов, деревьев своего родного края с описанием, стихами и прозой.
Плакаты (серия): «Наша надежда», «Боремся с пандемией. Герои нашего времени –врачи!»; «Помни хорошее», «Доброта спасет мир», «Сохраним нашу Землю!», «Искусство сражается»; «Человек отвечает за жизнь на земле», «Мой край – жемчужина России»; «Благодарю жизнь», «Добрые мысли светятся», «Не забывай!», «Я думаю: как прекрасна Земля и на ней человек. (С. Есенин); «Кто к нам с мечом придет, от меча и погибнет» (Александр Невский)».
5 номинация «Песни и стихи»
Форма участия: индивидуальная и коллективная
Песни и стихи: (авторские) о памяти и памятных датах в истории Отечества, о красоте родной земли, о подвигах и святых земли Русской, о победителях, о героях, которые стали для нас примером для подражания, а также песни на стихи классиков русской поэзии (Пушкин, Лермонтов, Некрасов, Тютчев, Есенин, Рубцов и др.), лирические баллады о воспоминаниях и исторических событиях, песни и стихи об Ушакове, Суворове..
6 номинация «Образ и память»
Форма участия: индивидуальная и коллективная
Темы: «Дети Победы» (Народный проект. Собираем воспоминания о военном детстве); «Начало подвига народного…К 80-летию начала Великой Отечественной войны», «Да ведают потомки православных земли родной минувшую судьбу»; «Герои нашей надежды, герои нашей любви», «Травы, деревья и люди моего края», «Осталось свято сердцу внука, что было свято для отцов»; «Компас надежды в житейском море!», «Мы – наследники Александра Невского, Дмитрия Пожарского, Александра Суворова»; «Дорогой чести»; «И славили Отчизну меч и слово»; «Бессмертен тот, кто Отечество спас…»; «Память их из рода в род»; «Отечеству драгие имена…»; «России славные годины», «Узнай Отечество святое… (поход по местам славы Отечества)»; «Мой род в истории Родины», «Судьба человека - судьба Отчизны», «Герои нашего времени», «Служили два товарища…», «Мой дед (бабушка) рассказывал…», «Труд есть слава Отечества»; «Реликвии моей семьи»; «В жизни всегда есть место подвигам», «Тропою Родины любимой…», «Как нам обустроить Россию…», «Сии грозные бури обратились к славе Отечества».
Сайты и презентации:«Всякий да спешит исполнить ему должное. Федор Ушаков»; «Врачи – наши спасатели»; «Надежда с нами навсегда»; «Красота моей земли», «Травы, деревья и животные моего края», «Да ведают потомки православных земли родной минувшую судьбу», «Какими героями славится Россия?», «Герои Российской истории»; «Мой род в истории Родины», «Герои нашего времени», «Судьба человека - судьба Отчизны», «Писатели и поэты о подвиге народном», «Мои любимые слова. К истории родного языка».
Видеофильмы и компьютерные анимации: «Всякий да спешит исполнить ему должное. Федор Ушаков»; «Детство, опаленное войной» (народный проект. Собираем воспоминания о военном детстве), «Помнить всех поименно», О героях моего края, подвигах, оставшихся в памяти народной на все века. «По пути моих любимых литературных героев»; «Надежда – мой компас земной»; «Тропа красоты и памяти», «Святые моего края – учителя моей жизни», «Реликвии моей семьи»; «России славные годины», «Узнай Отечество святое… (поход по местам славы Отечества)», Мультфильмы к дню Победы, к Пасхе, к Рождеству; Видеофильмы о родной земле, ее памятниках и истории. «Чем знаменит мой край?», «История родной улицы и люди, которые на ней живут», «Что такое надежда? На что надо надеяться? и что такое любовь?» (Интервью с интересными людьми, а также сверстниками, учителями, школьниками).
Экспедиции по местам славы моей Родины: «Вернем надежду людям. Добрые дела»; «Всякий да спешит исполнить ему должное. Федор Ушаков»; «Мы нашли нашу дорогу в жизни»; «Надежда – мой компас земной»; «Святые места моего родного края»; «Культура – это память»; «писатели нашего края»; «Мы украшаем землю»; «Сохраним землю для потомков»; «Тропою памяти»; «Мой город, село, станица в истории Отечества», «Мой род – истории страница», «Герои моей Родины», «Я люблю свою землю», «Победы и достижения героев моего края», «Помнить все поименно», «Летопись моего села, города, станицы в образах времени», «Святые защитники моего края», «Сохраним традиции родного края», «Рассказы бабушки любимой», «Мой дед рассказывает…», «Рассказы о словах. Собираем словарь родного края. Как у нас говорят?»; «Спешите делать добрые дела!».
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ И НАГРАЖДЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ
Всем участникам вручаются Дипломы об участии в Конкурсе.
Лауреаты и Дипломанты Конкурса награждаются «Дипломами за победу» и призами. Победители приезжают в Москву (если позволяет эпидемиологическая обстановка) на вручение наград. Те, кто не приехал, получают только грамоты.
Лучшие работы конкурсантов поступают в Музей детского и юношеского творчества «Гренадеры, вперед!»
Информационно конкурс будет освящаться в СМИ России, на телевидении и радио.
Конкурсные работы присылать строго до 1 сентября 2022 г. по адресу: 119146, г. Москва, Комсомольский проспект, д. 13, Союз писателей России, журнал «О Русская земля», «На конкурс «Гренадеры, вперед!» (Отв. — Ганичева Марина Валериевна тел. 8-89166238501, Котькало Сергей Иванович, тел. 8-9199928155). Письменные работы можно прислать на электронный адрес: [email protected], skotkalo@mail.ru
Оргкомитет Конкурса
Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"