Совсем недавно разговаривала с человеком,
который хочет издавать газету - не всем надоевший дайджест из желтых и иных
доступных интернетовских материалов, а статьи о русской культуре и истории, об
эмигрантах, давно живуших вне России, и о тех, кто сюда, в Австралию,
только-только прибыл. Словом - газету о русских. И назвать ее хотел бы -
"Слово". Спрашиваю - а почему не
"Русское слово"? И слышу:
"Знаешь, что начнется! Это
многих оттолкнет и испугает. Скажут - националисты…" Та же картина, что и
в России: русскоязычие - пожалуйста, а русское слово - как бы кого не обидеть.
Однако, далеко не на каждого русского еще накинута эта "смирительная
рубашка" интернационализма…
Примерно в двух часах езды на поезде от Сиднея,
в Голубых горах, а еще точнее в местечке Блэкхит, находятся русские "Витязи". И сами витязи
персонально, и то место, где ими становятся, или, по крайней мере, учатся
стать. А чтобы стать витязем, необходимы два условия: быть русским и быть
православным. Так что "Витязи" - организация сугубо национальная!
Немного истории. Без нее никак не обойтись.
В далеком
1922 году в Эстонии родился "Союз Русской Молодежи", целью
которого было изучение, сохранение и передача новым поколениям русских людей заветов православной России. Интересно
отметить, что их девиз - "За Русь, за веру!" и эмблема - православный
крест, расположенный между двумя ликами заветной старины: княгини Ольги, одной
из первых принявшей христианство, и князя Александра Невского - защитника Руси,
и что еще немаловажно, ни разу не пролившего в междуусобии русской крови, - с
тех пор не претерпели изменений. Эти два святых, выбранных в покровители
православной русской организации за их подвиги, любовь к России и любовь к
Богу, хранят ее и поныне.
Чуть позже во Франции группа русских юношей на
тех же принципах, что и "Союз Русской Молодежи", организовывает "Дружину витязей". Кроме изучения
культуры России, ее истории, сохранения русских традиций и православной веры,
витязи помогают больным и одиноким, заботятся о детях и подростках, борятся с
безбожием. И всеми силами укрепляют национальное единство русских в зарубежье.
В 1935 году дружина вырастает в организацию и
становится Национальной организацией "Витязи". С 1935-по 1939 годы
"Витязи" действуют не только в Париже, но и в Гренобле, Ницце, Южине,
Риуперу, Каннах и Марселе. А также в Праге, Брно, Берлине, Риге, Нарве и Софии.
Это был период бурного роста организации, подвижниками и членами ее была молодежь, что родилась в России и хранила
память о ней.
В 1939 году во Франции весь состав старших
витязей и их руководителей был призван в армию. Многие из них пали смертью
храбрых или были замучены в немецком плену. Многие удостоились боевых наград. И
начатое дело после войны было кому продолжить. Но движение сохранилось и
действовало лишь во Франции, ведь в странах, что попали под юрисдикцию
Советского Союза, о такой организации нечего было и помышлять.
В 1954 году к "французам" присоединились "Округи витязей" в
Аргентине и Морокко, а в 1958 - в Бельгии. Морокканская организация
просуществовала до 1959 года - года массового отъезда из этой страны
русских. Но в том же 1959 году, в
воскресенье, 6 декабря молебном в честь святого князя Александра Невского было
положено начало Дружине Витязей в Сиднее. Она принимает 15 номер - номер
Марокканской Дружины, и ее знамя, освященное в Марокко.Так начался отсчет
истории православного национального движения русских людей на австралийской
земле.
К этому времени во Франции и Аргентине
"Витязи" приобрели земельные участки, и "французы" даже
возвели на своем православный храм. Там они стали устраивать летние лагери для
русских детей под названием "Русь". В них жили Русью - говорили на родном языке, учили молитвы, слушали
Закон Божий, узнавали историю Росии, ее традиции и быт. Именно в лагерях
некоторые русские дети впервые начинали исповедываться и причащаться.
"Витязи" Австралии двадцать лет
устраивали "Русь" на арендованных территориях и собирали деньги на
свой земельный участок. 20 лет - срок немалый. В брошюре, изданной в 1979, году
читаем: "Австралийский округ приобрел земельный участок, на котором, кроме
лагеря, предвидится постройка гостиницы, спортивных площадок и создание
часовенки русскому старцу святому преподобному Серафиму Саровскому". Рядом
помещен проект лагеря: в середине
часовня, справа жилой комплекс,
слева спортивные площадки.
Сегодня многое, что было мечтой, претворилось в
жизнь. У "Витязей" есть спортивная площадка, есть лагерный комплекс.
Нет лишь еще часовенки старца, который, ко всем своим достоинствам, славился большой любовью к ближнему и к приходящим
обращался словами "радость моя", но отношение ко всем в этом лагере
такое же любовное и терпеливое, как и у
святого старца.
Нет пока
часовни, зато есть Святой уголок и свой батюшка. Духовной руководитель
"Витязей" отец Георгий
Лапардин уже более двенадцати лет проводит в лагере и всенощные богослужения, и
Божественные литургии, и молебны, и занятия по Закону Божьему.
В просторном зале, над большим камином красуется
знакомый нам девиз "За Русь, за Веру!", рядом лозунг - "Мы витязи славной России", и
пониже - "Ты по-русски со мной говори". Немного дальше большая
кухня. Дежурства по ней дело для юношей привычное. Направо - спальни, по четыре
кровати в каждой комнате. Дети постарше живут в палатках.
Дни здесь расписаны по часам. Не упущено ничего
- ни молитв, ни праздников, ни занятий. Образовательная программа разбита по
разрядам - их девять. Дети изучают историю, географию, Закон Божий, русский
язык… Занимаются и по книгам, изданным еще до революции, и по материалам новым,
тщательно отобранным. Даже есть свой
собственный учебник истории - его написал
ученый-историк, русский священник из Парижа, специально для витязей.
Много добрых сердец и ласковых рук создавали,
поддерживали, строили и укрепляли русское национальное движение, но само
движение и лагерь накрепко связаны с именем Анатолия Иосифовича Закрочимского.
Человека нелегкой судьбы, что, впрочем, является почти обычным для русского.
Родился в местечке Пиковицы, близ Умани.
17-летним пареньком пошел на фронт. Попал в плен, бежал, смог добраться до
дома. Был так измучен и худ, что родная
мать его не узнала. Затем фронт и опять
плен. Когда готовился ко второму побегу, спрятался в сено. Немецкий офицер его
нашел, выволок из стожка, поставил на колени, приставил пистолет к виску…
Повернулся и ушел, оставив Анатолия живым. Этот случай и другие, - например,
когда буквально в полуметре от него человек подорвался на мине, а он не получил
ни царапины, Анатолий мог объяснить
лишь Божьей помощью, которая не только сохранила ему жизнь, но и переродила
душу - сделала его глубоко
верующим человеком.
В конце войны Анатолий Иосифович сражался во
французской армии, закончил войну в Париже и
жил там 6 лет - работал и учился в богословской семинарии при Сорбонне.
Кроме русского и украинского, говорил на греческом, итальянском, немецком,
французском. Там же, в Париже, он узнал о
"Витязях" и, перебравшись в Австралию, посвятил свою жизнь
этому православному движению.
На родной земле он больше никогда не был. Группа
его товарищей, вернувшихся в Союз сразу после окончания войны, была расстреляна
энкавэдэшниками чуть ли не в аэропорту. Путь к родному дому был отрезан.
Анатолий Иосифович никогда больше не видел ни матери, ни родных. Мать его была
жива до шестидесятых, но о судьбе сына так ничего и не узнала.
Пять лет назад нашел Анатолий Иосифович по
переписке человека, живущего не так далеко от Умани. Тот съездил в его родное
село и снял на пленку уцелевшую школу, родную улицу, его сверстников, которых
спрашивал, помнят ли они Толю Закрочимского?
Они его помнили.
Много слез было пролито, когда он всматривался в
лицо своей Родины.
Два года как не стало Анатолия Иосифовича.
Разглядываю фотографии в брошюрах - на них Закрочимский еще молодой: о таких
принято говорить человек с открытым лицом. В этих тонких книжках запечатлена и его молодость, и дело его
жизни - вот обеденное меню первого лагеря, список проведенных мероприятий и
имена самых первых витязей. А это - уже собственная витязей земля! А здесь шашлыки на закрытие. А вот
фотография детей с надписью "Христославы". Витязи с концертами,
витязи в доме престарелых, витязи на
поднятии флага… Любовно собранные сочинения участников лагеря, написанные о
том, что им понравилось и запомнилось.
Много приятного найдет во всем этом русская
душа.
Сейчас "Витязей" возглавляет сын Анатолия Иосифовича - Донат Анатольевич. Так
сказать, главный витязь. Ему слово.
- У моего отца дар был такой - он любил всех
детей, дети тоже его слушались и любили. И он умел самого слабого подбодрить и
грустного развеселить. Он мог организовать народ. Сейчас те дети, что были у
него витязями, приводят к нам своих детей. Почти все наши воспитатели и
педагоги детство провели в лагере отца. Бывших воспитанников лагеря, даже
помимо дел нашего движения, многое связывает. Взаимопомощь и взаимоподдержка
обычны в нашей среде.
Сейчас третье и четвертое поколения русских,
родившихся здесь, приводят к нам своих детей. Говорят: "Мы хотим, чтобы
наш ребенок молился на ночь, говорил доброе утро и спокойной ночи… Мы хотим,
чтобы он знал русские обычаи…" А
это люди, как правило, уже сами далеко отошедшие от наших традиций, потерявшие
свою русскость - но такой судьбы своим детям они не желают...
Спрашиваю Доната Анатольевича: а его дети
возьмут на себя в будущем заботы о русском национальном движении?
Он ответил, что не знает, но - есть, есть такие
люди и в числе преподавателей, и в числе воспитателей, которым эти заботы и по
плечу, и подуше.
…Когда подходишь к территории лагеря, сразу
понимаешь - здесь русский лагерь! А
потом уже конкретней - кусты сирени, широкие деревянные ступени крыльца, сосенки... Даже березки есть,
только еще маленькие. Расти им и расти, всем своим видом, таким отличным от
вида эвкалиптов, подчеркивая величие
разнобразия Божьего творения.
Елена Пустовойтова, Сидней
Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"