На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Родная школа  
Версия для печати

"За Русь, за веру!"

О русском воспитании молодежи в зарубежье

 

Совсем недавно разговаривала с человеком, который хочет издавать газету - не всем надоевший дайджест из желтых и иных доступных интернетовских материалов, а статьи о русской культуре и истории, об эмигрантах, давно живуших вне России, и о тех, кто сюда, в Австралию, только-только прибыл. Словом - газету о русских. И назвать ее хотел бы - "Слово". Спрашиваю - а почему не "Русское слово"? И слышу: "Знаешь, что начнется! Это многих оттолкнет и испугает. Скажут - националисты…" Та же картина, что и в России: русскоязычие - пожалуйста, а русское слово - как бы кого не обидеть. Однако, далеко не на каждого русского еще накинута эта "смирительная рубашка" интернационализма…

Примерно в двух часах езды на поезде от Сиднея, в Голубых горах, а еще точнее в местечке Блэкхит, находятся русские "Витязи". И сами витязи персонально, и то место, где ими становятся, или, по крайней мере, учатся стать. А чтобы стать витязем, необходимы два условия: быть русским и быть православным. Так что "Витязи" - организация сугубо национальная!

Немного истории. Без нее никак не обойтись.

В далеком 1922 году в Эстонии родился "Союз Русской Молодежи", целью которого было изучение, сохранение и передача новым поколениям русских людей заветов православной России. Интересно отметить, что их девиз - "За Русь, за веру!" и эмблема - православный крест, расположенный между двумя ликами заветной старины: княгини Ольги, одной из первых принявшей христианство, и князя Александра Невского - защитника Руси, и что еще немаловажно, ни разу не пролившего в междуусобии русской крови, - с тех пор не претерпели изменений. Эти два святых, выбранных в покровители православной русской организации за их подвиги, любовь к России и любовь к Богу, хранят ее и поныне.

Чуть позже во Франции группа русских юношей на тех же принципах, что и "Союз Русской Молодежи", организовывает "Дружину витязей". Кроме изучения культуры России, ее истории, сохранения русских традиций и православной веры, витязи помогают больным и одиноким, заботятся о детях и подростках, борятся с безбожием. И всеми силами укрепляют национальное единство русских в зарубежье.

В 1935 году дружина вырастает в организацию и становится Национальной организацией "Витязи". С 1935-по 1939 годы "Витязи" действуют не только в Париже, но и в Гренобле, Ницце, Южине, Риуперу, Каннах и Марселе. А также в Праге, Брно, Берлине, Риге, Нарве и Софии. Это был период бурного роста организации, подвижниками и членами ее была молодежь, что родилась в России и хранила память о ней.

В 1939 году во Франции весь состав старших витязей и их руководителей был призван в армию. Многие из них пали смертью храбрых или были замучены в немецком плену. Многие удостоились боевых наград. И начатое дело после войны было кому продолжить. Но движение сохранилось и действовало лишь во Франции, ведь в странах, что попали под юрисдикцию Советского Союза, о такой организации нечего было и помышлять.

В 1954 году к "французам" присоединились "Округи витязей" в Аргентине и Морокко, а в 1958 - в Бельгии. Морокканская организация просуществовала до 1959 года - года массового отъезда из этой страны русских. Но в том же 1959 году, в воскресенье, 6 декабря молебном в честь святого князя Александра Невского было положено начало Дружине Витязей в Сиднее. Она принимает 15 номер - номер Марокканской Дружины, и ее знамя, освященное в Марокко.Так начался отсчет истории православного национального движения русских людей на австралийской земле.

К этому времени во Франции и Аргентине "Витязи" приобрели земельные участки, и "французы" даже возвели на своем православный храм. Там они стали устраивать летние лагери для русских детей под названием "Русь". В них жили Русью - говорили на родном языке, учили молитвы, слушали Закон Божий, узнавали историю Росии, ее традиции и быт. Именно в лагерях некоторые русские дети впервые начинали исповедываться и причащаться.

"Витязи" Австралии двадцать лет устраивали "Русь" на арендованных территориях и собирали деньги на свой земельный участок. 20 лет - срок немалый. В брошюре, изданной в 1979, году читаем: "Австралийский округ приобрел земельный участок, на котором, кроме лагеря, предвидится постройка гостиницы, спортивных площадок и создание часовенки русскому старцу святому преподобному Серафиму Саровскому". Рядом помещен проект лагеря: в середине часовня, справа жилой комплекс, слева спортивные площадки.

Сегодня многое, что было мечтой, претворилось в жизнь. У "Витязей" есть спортивная площадка, есть лагерный комплекс. Нет лишь еще часовенки старца, который, ко всем своим достоинствам, славился большой любовью к ближнему и к приходящим обращался словами "радость моя", но отношение ко всем в этом лагере такое же любовное и терпеливое, как и у святого старца.

Нет пока часовни, зато есть Святой уголок и свой батюшка. Духовной руководитель "Витязей" отец Георгий Лапардин уже более двенадцати лет проводит в лагере и всенощные богослужения, и Божественные литургии, и молебны, и занятия по Закону Божьему.

В просторном зале, над большим камином красуется знакомый нам девиз "За Русь, за Веру!", рядом лозунг - "Мы витязи славной России", и пониже - "Ты по-русски со мной говори". Немного дальше большая кухня. Дежурства по ней дело для юношей привычное. Направо - спальни, по четыре кровати в каждой комнате. Дети постарше живут в палатках.

Дни здесь расписаны по часам. Не упущено ничего - ни молитв, ни праздников, ни занятий. Образовательная программа разбита по разрядам - их девять. Дети изучают историю, географию, Закон Божий, русский язык… Занимаются и по книгам, изданным еще до революции, и по материалам новым, тщательно отобранным. Даже есть свой собственный учебник истории - его написал ученый-историк, русский священник из Парижа, специально для витязей.

Много добрых сердец и ласковых рук создавали, поддерживали, строили и укрепляли русское национальное движение, но само движение и лагерь накрепко связаны с именем Анатолия Иосифовича Закрочимского. Человека нелегкой судьбы, что, впрочем, является почти обычным для русского.

Родился в местечке Пиковицы, близ Умани. 17-летним пареньком пошел на фронт. Попал в плен, бежал, смог добраться до дома. Был так измучен и худ, что родная мать его не узнала. Затем фронт и опять плен. Когда готовился ко второму побегу, спрятался в сено. Немецкий офицер его нашел, выволок из стожка, поставил на колени, приставил пистолет к виску… Повернулся и ушел, оставив Анатолия живым. Этот случай и другие, - например, когда буквально в полуметре от него человек подорвался на мине, а он не получил ни царапины, Анатолий мог объяснить лишь Божьей помощью, которая не только сохранила ему жизнь, но и переродила душу - сделала его глубоко верующим человеком.

В конце войны Анатолий Иосифович сражался во французской армии, закончил войну в Париже и жил там 6 лет - работал и учился в богословской семинарии при Сорбонне. Кроме русского и украинского, говорил на греческом, итальянском, немецком, французском. Там же, в Париже, он узнал о "Витязях" и, перебравшись в Австралию, посвятил свою жизнь этому православному движению.

На родной земле он больше никогда не был. Группа его товарищей, вернувшихся в Союз сразу после окончания войны, была расстреляна энкавэдэшниками чуть ли не в аэропорту. Путь к родному дому был отрезан. Анатолий Иосифович никогда больше не видел ни матери, ни родных. Мать его была жива до шестидесятых, но о судьбе сына так ничего и не узнала.

Пять лет назад нашел Анатолий Иосифович по переписке человека, живущего не так далеко от Умани. Тот съездил в его родное село и снял на пленку уцелевшую школу, родную улицу, его сверстников, которых спрашивал, помнят ли они Толю Закрочимского? Они его помнили.

Много слез было пролито, когда он всматривался в лицо своей Родины.

Два года как не стало Анатолия Иосифовича. Разглядываю фотографии в брошюрах - на них Закрочимский еще молодой: о таких принято говорить человек с открытым лицом. В этих тонких книжках запечатлена и его молодость, и дело его жизни - вот обеденное меню первого лагеря, список проведенных мероприятий и имена самых первых витязей. А это - уже собственная витязей земля! А здесь шашлыки на закрытие. А вот фотография детей с надписью "Христославы". Витязи с концертами, витязи в доме престарелых, витязи на поднятии флага… Любовно собранные сочинения участников лагеря, написанные о том, что им понравилось и запомнилось.

Много приятного найдет во всем этом русская душа.

Сейчас "Витязей" возглавляет сын Анатолия Иосифовича - Донат Анатольевич. Так сказать, главный витязь. Ему слово.

- У моего отца дар был такой - он любил всех детей, дети тоже его слушались и любили. И он умел самого слабого подбодрить и грустного развеселить. Он мог организовать народ. Сейчас те дети, что были у него витязями, приводят к нам своих детей. Почти все наши воспитатели и педагоги детство провели в лагере отца. Бывших воспитанников лагеря, даже помимо дел нашего движения, многое связывает. Взаимопомощь и взаимоподдержка обычны в нашей среде.

Сейчас третье и четвертое поколения русских, родившихся здесь, приводят к нам своих детей. Говорят: "Мы хотим, чтобы наш ребенок молился на ночь, говорил доброе утро и спокойной ночи… Мы хотим, чтобы он знал русские обычаи…" А это люди, как правило, уже сами далеко отошедшие от наших традиций, потерявшие свою русскость - но такой судьбы своим детям они не желают...

Спрашиваю Доната Анатольевича: а его дети возьмут на себя в будущем заботы о русском национальном движении?

Он ответил, что не знает, но - есть, есть такие люди и в числе преподавателей, и в числе воспитателей, которым эти заботы и по плечу, и подуше.

…Когда подходишь к территории лагеря, сразу понимаешь - здесь русский лагерь! А потом уже конкретней - кусты сирени, широкие деревянные ступени крыльца, сосенки... Даже березки есть, только еще маленькие. Расти им и расти, всем своим видом, таким отличным от вида эвкалиптов, подчеркивая величие разнобразия Божьего творения.

 

 

Елена Пустовойтова, Сидней


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"